Узбекским солдатам есть чему учиться у российских коллег.
Фото Reuters
Сегодня в Узбекистане на республиканском общевойсковом горном полигоне Центрального военного округа ВС страны «Фариш» пройдет основной этап антитеррористических учений, на которых будут присутствовать министры обороны РФ и Узбекистана Сергей Иванов и Кадыр Гулямов. За всю постсоветскую историю это первые крупные совместные российско-узбекские маневры. И есть все основания считать, что они станут новым этапом в военно-техническом сотрудничестве двух стран.
Как известно, Россия только приступает к формированию собственных горно-стрелковых частей в Северо-Кавказском военном округе. И в этом плане опыт пеших подразделений узбекского горного спецназа, накопленный в 1998–1999 годах в ходе боев с диверсионными группами боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) может оказаться весьма ценным для российских десантников. В то же время и для узбекских войск действия российских тактических воздушных десантов ВДВ с военно-транспортных вертолетов Ми-8, опробованный в боевых операциях на территории Чечни, тоже представляет серьезный интерес.
В этом смысле нынешние российско-узбекские учения носят не только чисто прагматичный военный характер, но и являются важным этапом оборонно-политического и стратегического взаимодействия двух стран. В условиях международной изоляции Узбекистана, связанной с андижанскими событиями, во многом именно военная помощь России обеспечивает нынешнему узбекскому руководству поддержку стабильности в стране.
Как известно, Пентагон ликвидирует свою военно-воздушную базу в узбекском Ханабаде. Активность, которую в последнее время проявляет на узбекском направлении Минобороны РФ, позволяет предположить, что на место американцев готовятся прийти российские войска. За такой «размен» официальный Ташкент получит немалые выгоды. Не случайно 21 сентября, только прибыв в Ташкент, Сергей Иванов подписал со своим коллегой Кадыром Гулямовым российско-узбекское межправительственное соглашение об обеспечении безопасности полетов государственных воздушных судов гражданской авиации. Содержание документа не разглашается. Но как пояснил «НГ» академик Академии военных наук полковник Владимир Попов, соглашение связано с тем, что в условиях, когда узбекские средства ПВО только начинают модернизироваться, их функции должны будут взять на себя российские специалисты. Как сообщают источники в Главном штабе ВВС, в этой связи Минобороны РФ развернет в Узбекистане ряд радиотехнических пунктов, а также средства борьбы с незаконно вторгшимися в пространство Узбекистана летательными аппаратами. Заметим, что Узбекистан, входящий в Объединенную систему ПВО СНГ, будет получать военную продукцию из России не по рыночным, а более льготным ценам, а некоторые совместные программы по обеспечению безопасности воздушного пространства России и Узбекистана и вовсе будут финансироваться из российского оборонного бюджета. Москва не делает из этого секрета. Хотя сумма, которая предоставлена на военную помощь Узбекистану и другим странам Центральной Азии, в открытых статьях военного бюджета России не прописана.
Российскую военную помощь получат и другие страны региона. Перед поездкой в Узбекистан глава Минобороны РФ побывал в Бишкеке. И там на встрече с руководством Киргизии Сергей Иванов сообщил, что в 2005 году военное ведомство России «впервые получило из бюджета средства на оказание военно-технической помощи ряду государств». «В этом списке есть и Киргизия», – сказал российский министр. Формат военной помощи Киргизии, сумма которой составляет 5 млн. долл., известен – это стрелковое оружие, вертолет Ми-8 МВТ, способный осуществлять ночные полеты в горах, автомобили повышенной проходимости и другое военное имущество для использования в антитеррористической деятельности. В российском военном ведомстве заявляют, что не меньшие суммы военной помощи запланированы и для Узбекистана, а также других государств Центральной Азии.
Что касается начинающихся сегодня учений, то узбекское руководство выбрало и предложило Минобороны РФ полигон «Фариш» вовсе не случайно. Он расположен в регионе, который является потенциально нестабильным, поскольку буквально в нескольких десятках километров на юг от «Фариша» проходит граница с Таджикистаном, откуда действовали в 1998–1999 годах боевики ИДУ. К тому же в регионе, где перемешано узбекское и таджикское население, возможны межэтнические конфликты. В связи с этим участие здесь в маневрах российских военнослужащих являются как бы дополнительным стабилизирующим фактором. Тем более что на этом горном полигоне российские десантники и спецназ ГРУ сегодня вместе с узбекскими военнослужащими будут согласно замыслу учений наносить удары и блокировать закрепившихся в населенном пункте боевиков, а затем уничтожать главные силы террористов в горном ущелье.