0
1024
Газета СНГ Интернет-версия

31.08.2005 00:00:00

Арменбаши

Тэги: конституция, армения, власть


конституция, армения, власть Изменение Конституции Армении позволит Роберту Кочаряну еще долго оставаться у власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вслед за Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Белоруссией, где последовательно переходят к близкой к бессрочной, по сути, монархической форме правления, возможность продления полномочий действующего президента неожиданно стала широко обсуждаться и в, казалось бы, четко ориентированной на европейские демократические ценности Армении. В понедельник парламент республики на своей внеочередной сессии приступил к рассмотрению во втором чтении проекта поправок к Конституции. Как утверждают в администрации президента Армении Роберта Кочаряна, это необходимо, чтобы привести Основной закон страны «в соответствие с европейскими стандартами». Однако, по мнению наблюдателей, велика вероятность того, что в ходе его рассмотрения пакет поправок трансформируется в проект новой Конституции Армении. И тогда действующий глава государства может получить право начать президентскую карьеру, что называется, с нуля, то есть остаться в должности как минимум еще на два срока. Согласно действующим конституционным нормам, президент Кочарян не может баллотироваться на третий срок. Если же в Армении будет принята новая Конституция, то такая возможность не исключается.

Возможность такой трансформации республиканской Конституции всерьез переполошила армянскую оппозицию. Так, лидер Демократической партии, член политсовета блока «Справедливость» Арам Саркисян заявил «НГ», что власти республики изначально пытались продавить обсуждаемые сегодня в парламенте поправки именно как проект новой Конституции республики, воспользовавшись двоякой трактовкой названия документа – «Конституция Армении (с преобразованиями)». «Мы опасаемся, что подобные «преобразования» действующая власть попытается еще раз использовать в своих целях. Ведь после принятия предлагаемых изменений Кочарян вполне может обратиться в Конституционный суд за разрешением еще раз баллотироваться в президенты, аннулировав тем самым и свой первый, и заканчивающийся в 2008 году второй президентский срок», – сказал лидер оппозиционной партии.

Не в восторге в стане оппозиции и от поправок, в соответствии с которыми президент оставляет за собой, а не за парламентом, право назначать главу правительства. Как считает Арам Саркисян, в случае двукратного неутверждения депутатами кандидатуры премьера Кочарян получает право распустить Национальное собрание. «Принятие такой поправки позволит президенту в случае затеи с продлением полномочий занять премьерское кресло, а в президенты протащить управляемого преемника», – сказал «НГ» Арам Саркисян.

Однако официальные власти Армении не видят оснований для подобных опасений оппозиции. Так, пресс-секретарь президента республики Роберта Кочаряна Виктор Согомонян заявил «НГ», что рассматриваемые в парламенте изменения являются «не чем иным, как только поправками к действующей Конституции Армении». «Они и юридически оформлены как поправки, и так оно и будет. Изменения в Конституцию не повлекут за собой принятия нового Основного закона», – сказал «НГ» Виктор Согомонян.

Между тем в искренности официальных властей Армении сомневаются и в России. По мнению информированного источника «НГ» в администрации президента РФ, «трансформация рассматриваемых поправок в проект новой Конституции Армении и последующее ее принятие неизбежны». «Насколько известно, все основные политические силы Армении уже пришли к консенсусу по этому вопросу. Нет сомнений в том, что поправки станут окончательным вариантом армянской Конституции», – заявил «НГ» высокопоставленный представитель кремлевской администрации. В то же время он сомневается в реальности варианта, при котором Роберт Кочарян пойдет-таки на третий президентский срок. «Изменения Конституции можно рассматривать скорее как уступку со стороны руководства Армении давлению Совета Европы, а также частично шаг навстречу внутренней оппозиции. Проект предлагаемых поправок нацелен на преобразование Армении в парламентскую республику, на расширение полномочий парламента и премьер-министра. К тому же Кочарян неоднократно заявлял, что это его последний срок. Скорее всего он соглашается на эти уступки, чтобы впоследствии уйти с миром, не дожидаясь внутриполитической нестабильности, возможно, и оставив для себя премьерское кресло», – сказал источник «НГ». По его словам, вполне вероятно, что ставленником действующей власти на следующих выборах, а значит и преемником Роберта Кочаряна, станет министр обороны республики Серж Саркисян.

С этим согласен и армянский политолог, проректор по науке Кавказского института СНГ Александр Искандарян. По его словам, формально принимаемые поправки ограничивают, а не укрепляют власть президента. «Вариант с третьим сроком для президента Кочаряна, на мой взгляд, совершенно невозможен. Во-первых, обсуждаемые сейчас в парламенте поправки согласованы с Венецианской комиссией Совета Европы, что чрезвычайно важно для Армении и может являться основной причиной их внесения. Во-вторых, сегодня трудно представить перспективу избрания Кочаряна на третий срок, поскольку это попросту взорвет внутриполитическую ситуацию в республике, как это уже было во время предыдущих президентских выборов», – заявил «НГ» Александр Искандарян.

 

Президенты стран СНГ, находящиеся у власти не более двух сроков

 

Имя и фамилия

Страна

Дата избрания

Ильхам Алиев

Азербайджан

Октябрь 2004 г.

Михаил Саакашвили

Грузия

Январь 2004 г.

Виктор Ющенко

Украина

Декабрь 2004 г.

Курманбек Бакиев

Киргизия

Июль 2005 г.

Роберт Кочарян

Армения

Ноябрь 1996 г. Переизбран в марте 2003 г.

Владимир Воронин

Молдавия

Апрель 2001 г. Переизбран в апреле 2005 г. на второй срок.

Владимир Путин

Россия

Март 2000 г. Переизбран в марте 2004 г. на второй срок.

 

Президенты стран СНГ, находящиеся у власти более двух сроков

 

Имя и фамилия

Страна

Дата избрания

Сапармурат Ниязов

Туркмения

Январь 1990 г.

Эмомали Рахмонов

Таджикистан

Ноябрь 1992 г.

Нурсултан Назарбаев

Казахстан

Февраль 1990 г.

Ислам Каримов

Узбекистан

Июнь 1989 г.

Александр Лукашенко

Белоруссия

Июль 1994 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1025
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1192
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
728
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
844

Другие новости