Президент Киргизии Курманбек Бакиев (на снимке справа) медлит с утверждением Феликса Кулова на премьерский пост.
Фото Reuters
Президент Киргизии Курманбек Бакиев нарушил свое обещание, данное Феликсу Кулову еще в ходе избирательной кампании по выборам главы республики. Несмотря на то что Феликс Кулов был назначен и.о. премьер-министра на следующий день после инаугурации Бакиева, неожиданно длительной оказалась процедура представления кандидатуры Кулова на должность премьер-министра, хотя сроки подобной процедуры четко прописаны в республиканской Конституции – премьер должен быть утвержден через две недели после инаугурации нового президента. Этот срок истек еще 27 августа.
Вчера депутаты парламентского комитета по соблюдению конституционной законности, госстатуса и прав человека спешно собрались на экстренное заседание в надежде утвердить Кулова в должности премьер-министра. Однако их ждало разочарование – через несколько минут заседание пришлось закрыть. Как сказал председатель комитета Камбаралы Конгантиев, «депутаты ожидали, что хотя бы в понедельник президент представит в парламент кандидатуру Феликса Кулова на должность премьер-министра. Но этого документа нет, следовательно, рассматривать практически нечего». Теперь, сказал Конгантиев, вопрос может быть вынесен на рассмотрение депутатов не ранее 1 сентября, когда откроется очередная сессия парламента.
Пришел на вчерашнее заседание и сам Феликс Кулов. Такого поворота событий он явно не ожидал. Впрочем, обострять ситуацию Кулов не стал. По его словам, представление его кандидатуры из недр президентской администрации затянулось «из-за обычного недоразумения». Ожидающий утверждения кандидат в премьеры, в частности, отметил, что «Бакиев подписал представление на него еще 26 августа». Но один из сотрудников аппарата главы государства «просто забыл вовремя передать документ депутатам», пояснил Кулов журналистам.
В то же время после того как в национальных СМИ появилась версия о том, что Кулов может и не стать премьер-министром, президентская администрация постаралась исправить эту ошибку, и документы о представлении кандидатуры Кулова были переданы в парламент.
Однако эксперты предполагают, что дело вовсе не в «забывчивости» чиновника, а в разногласиях, возникших в руководстве страны при решении вопроса о формировании кабинета министров. Не исключено, что главным виновником возникших споров оказался сам Феликс Кулов, который твердо решил проводить конкурсы среди кандидатов на ключевые должности. «Я твердо убежден в необходимости подбора кандидатов на ключевые должности в правительственных структурах на прозрачной, конкурсной основе, по итогам рассмотрения резюме соискателей и предложенных ими программ деятельности в соответствующих структурах», – заявил и.о. премьера на минувшей неделе. Особое внимание Феликс Кулов уделяет и национальному составу будущего кабинета. «Мы живем в многонациональной стране. Наша задача – создать все условия для того, чтобы независимо от национальности или вероисповедания на государственную службу пришли свежие силы», – говорится в заявлении Кулова.
Эта концепция, по мнению экспертов, несколько расходится с генеральной линией нового руководства Киргизии. В частности, генпрокурор Азимбек Бекназаров делает упор на то, что в состав правительства придут новые, молодые политики, которые решительным образом покончат с отголосками акаевского режима. «Кадры решают все, и в этих словах есть глубокий смысл», – считает Бекназаров.
Между тем в общественном мнении зреет подозрение, что все эти правильные слова обернутся привычной «географической» практикой, что на этот раз предпочтение при поступлении на работу будет отдано южанам, то есть землякам президента Бакиева. Профессиональные же качества других соискателей должностей снова могут быть отодвинуты на второй план.
Пока в Киргизии правительство остается временным. Ситуация явно зависла. В частности, спикер парламента Омурбек Текебаев в одном из своих недавних интервью газете «Слово Кыргызстана» предположил, что новое правительство страна получит «не ранее середины, а то и конца сентября».