Конституционный совет (КС) Казахстана вынес в минувший вторник решение, которого от него ждали все неправительственные организации страны. КС, решения которого обязательны для всех без исключения государственных структур Казахстана, включая президента, признал не соответствующими Конституции два скандальных и уже утвержденных парламентом закона – «О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных и иностранных некоммерческих организаций на территории РК» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам некоммерческих организаций».Члены КС посчитали, что оба закона не вписываются в действующие в стране правовые нормы.
Вердикт КС в подавляющем большинстве казахстанских НПО восприняли с большим воодушевлением – ведь в случае вступления законов в силу для «третьего сектора» наступили бы очень тяжелые времена. Законы предлагали запретить создание филиалов и представительств международных НПО для выражения политической воли граждан, различных социальных групп, а также тех НПО, чьи цели или действия могут быть направлены на насильственное изменение конституционного строя, ослабление обороноспособности страны, обострение социально-политической ситуации, выражающееся в расслоении общества, межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, дезорганизации деятельности государственных органов, снижении степени управляемости в стране.
При работе над законами казахстанские депутаты убеждали, что это необходимо для «упреждения проникновения в страну террористических и экстремистских организаций». А представители НПО были уверены, что цель закона совсем другая: заставить уйти из Казахстана международные организации, которые являются грантодателями для местного «третьего сектора». По мнению большинства НПО, власти просто испугались активизации гражданского общества.
Теперь законы признаны не соответствующими Конституции, а значит, президент Нурсултан Назарбаев не имеет права их подписывать. Единственный шаг президента – наложить на оба закона вето, как это уже было в случаях с законом «О средствах массовой информации», с Земельным кодексом. Интересно, что, несмотря на очевидные промахи парламента, в Казахстане ни разу не возник вопрос о правовой безграмотности депутатского корпуса.
Астана