Грузинское руководство в очередной раз и весьма акцентированно продемонстрировало, что его мало волнуют интересы соседей по Южному Кавказу. Проявилось это в фактическом закрытии для России и ее единственного военного союзника в этом регионе – Армении проходящих на этой неделе в Тбилиси, на базе Национальной военной академии Минобороны Грузии, командно-штабных учений Eternity-2005 по охране нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Примечательно, что этот демарш случился сразу после двухдневной встречи на Севане президентов Михаила Саакашвили и Роберта Кочаряна, которую аналитики расценили прежде всего как демонстрацию явного сближения Еревана с Тбилиси. Однако реальность, судя по всему, несколько иная: с Кочаряном в Грузии вроде бы считаются, но до определенного предела.
Что касается тбилисских учений, которые продлятся до конца недели, то к ним привлечены 52 офицера вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Турции, которая и финансирует это мероприятие. В ходе учений военнослужащие трех стран, по территории которых проходит трасса трубопровода, на картах и компьютерах отрабатывают действия в экстремальных условиях при возникновении угрозы нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Специальная программа предусматривает обучение эффективным действиям при террористических актах и диверсиях. Предполагалось, что в тбилисских учениях примут участие хотя бы в качестве наблюдателей и военные специалисты стран-соседей – участников проекта БТД. Во всяком случае, в специально распространенном пресс-релизе Минобороны Грузии сообщалось, что соответствующие приглашения будут направлены военным атташе всех дипмиссий, аккредитованных в Тбилиси. Однако организаторы мероприятия, похоже, в последний момент передумали. Как сообщил «НГ» старший помощник военного атташе посольства РФ в Грузии Сергей Севрюков, приглашения от организаторов российская дипмиссия так и не получала. Не дождались приглашения и представители Армении. «Мы, конечно же, рассчитывали на участие в тбилисских учениях – ведь планируемые на них мероприятия, привлечение к охране нефтепровода серьезных воинских подразделений и спецслужб затрагивают интересы всего региона, а не только Азербайджана, Грузии и Турции, – сказал «НГ» военный атташе посольства Армении майор Карен Мурадян. – Однако пока учения проходят без нашего участия. Остается надеяться, что нас в какой-то форме ознакомят с отрабатываемыми схемами охраны нефтепровода хотя бы на завершающем этапе КШУ».
В Тбилиси в отсутствии среди приглашенных российских и армянских представителей, судя по всему, особой проблемы не видят. В Минобороны Грузии, скажем, подчеркивают, что на самом деле эти учения носят в основном «теоретический характер». «Офицеры трех стран слушают специальный курс лекций и отрабатывают свои действия посредством компьютерных программ, ничего больше», – сказала «НГ» руководитель департамента по связям с прессой и общественностью Минобороны Грузии Нана Инцкирвели.
Однако в Москве сам факт закрытия этих учений для представителей России расценивают как очередной недружественный шаг грузинского руководства. Как сказал «НГ» замдиректора Института проблем международной безопасности РАН Алексей Богатуров, «тут все логично». «Вообще же я не знаю ни одного эксперта и аналитика, который бы надеялся на то, что грузинское руководство может пригласить на подобное мероприятие российскую сторону. Действия Тбилиси полностью соответствуют той линии, которую проводит президент Грузии Михаил Саакашвили. Если грузинское руководство добивается свертывания военных связей с Россией, продавило вывод российских баз со своей территории, то для Саакашвили нет никакого смысла приглашать Россию к каким-то совместным действиям и даже ставить Москву в известность о своих планах. У президента Грузии совершенно другая логика: показать, что политическая активность не только Грузии, но и всех закавказских стран вполне возможна и рентабельна (и в политическом, и в чисто военном отношении) и без участия России. Саакашвили раз за разом пытается создать некий иллюзорный антироссийский «фронт сопротивления». При этом сам не совсем понимает, чему надо сопротивляться и какова перспектива такого фронта. Ему просто очень хочется быть членом хоть чего-нибудь, и не просто членом, а инициатором новой коалиции», – сказал Алексей Богатуров «НГ».
В Азербайджане же демарш грузинской стороны предпочли не заметить – дескать, куда важнее проблема безопасности нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Что касается возможных угроз для 3-миллиардного проекта, то их в Баку видят как минимум две. Во-первых, это возможные диверсии на трассе трубопровода со стороны различных террористических организаций. Во-вторых, неурегулированность армяно-азербайджанских отношений. Последний момент, кстати, выделяет и советник Госдепа США по вопросам энергоресурсов Каспия Стивен Манн. В недавнем интервью бакинскому корреспонденту «НГ» он прямо заявил, что важнейшим условием безопасности проекта БТД является мирное решение проблемы Нагорного Карабаха. «Никто не может исключить, что в случае возобновления между Азербайджаном и Арменией военных действий в их зоне не окажется азербайджанский участок трубопровода», – сказал высокопоставленный американский дипломат.
С учетом этих угроз еще 20 апреля 2002 года ныне покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев издал специальный указ о разработке мер по защите трубопровода БТД. Тогда же ответственность за его охрану была возложена на Государственную службу безопасности во главе с генералом Вагифом Ахундовым. По данным источников «НГ» в этой структуре, сегодня в состав группы по обеспечению безопасности азербайджанского участка БТД входят около 1000 сотрудников, которые прошли специальную подготовку в США, Европе и других странах. Свыше 500 человек входят в аналогичную структуру и в Грузии.
Однако со временем в Баку посчитали, что предпринятых мер по защите трубопровода недостаточно. И поскольку акции компании, построившей БТД, большей частью принадлежат западным корпорациям, особенно американским и английским, к обеспечению безопасности трубопровода активно подключаются военные ведомства и спецслужбы Запада. Частые визиты в Баку шефа Пентагона Дональда Рамсфелда, командующего силами НАТО в Европе генерала Джеймса Джонса, высоких чинов турецких вооруженных сил призваны заложить основу создания в Азербайджане сил специального назначения «Каспийский страж», которые будут обеспечивать безопасность во всем Каспийском регионе. Программа предполагает формирование сети подразделений специального назначения и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы мгновенно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтяные объекты, в том числе трубопроводы. «Каспийскому стражу» готовят роль передового поста европейского командования США, в зону ответственности которого входит и Каспийский регион. На создание и функционирование этой структуры в ближайшие 10 лет правительство США планирует израсходовать примерно 100 млн. долл. Уже есть информация, что командный центр «Каспийского стража», оснащенный новейшим радаром, будет находиться в Баку. Не возражают в Азербайджане и против планов Пентагона по размещению в рамках этой программы на территории страны американских мобильных групп быстрого реагирования. Как считают аналитики, уже скоро президент Азербайджана Ильхам Алиев примет на этот счет соответствующее политическое решение. Что касается российских интересов в регионе, который будут контролировать американские солдаты, то на эту тему в Баку сегодня предпочитают не говорить.
Тбилиси–Баку