Расчетный график заполнения нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан
Реализация проекта транспортировки азербайджанской нефти транзитом через Грузию в турецкий порт Джейхан на Средиземном море вышла на финишную прямую. Как сообщил на пресс-конференции в Баку президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев, в первых числах августа завершено заполнение 443-километрового азербайджанского участка трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), и сейчас нефтяной поток идет уже по территории Грузии. Работа, по словам президента ГНКАР, идет с опережением графика, и «это позволяет надеяться, что реально «проект века» будет завершен к 15 ноября нынешнего года». Именно в этот день, по расчетам участников проекта, первый танкер с азербайджанской нефтью уйдет из Джейхана в Европу.
В Тбилиси подтверждают, что заполнение 248-километрового грузинского участка нефтепровода идет без осложнений. Как сообщили «НГ» в аппарате премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели, азербайджанская нефть уже достигла райцентра Гардабани близ Тбилиси, где находится первая из двух насосных станций. Грузинский участок трубы уже принял более 2,3 млн. баррелей азербайджанской нефти. Выступая на днях на заседании правительства, Зураб Ногаидели отметил, что «нет никаких оснований сомневаться, что в последних числах сентября заполнение грузинского участка трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан завершится и нефть поступит в Турцию», по территории которой проходит самый протяженный, 1076-километровый участок.
В Тбилиси особо отмечают, что важную роль в ускорении пуска всей трассы сыграет и проходящий по территории Грузии другой нефтепровод Баку–Супса, построенный еще в 90-е годы. Как сообщили «НГ» в аппарате грузинского кабмина, из порта Супса в сентябре предполагается отправить танкер с нефтью для проверки технической готовности терминала в Джейхане, прежде чем большая нефть поступит туда по трубопроводу.
Подсчитали в Тбилиси и выгоды, которые страна уже получила и получит в будущем от реализации проекта. Прежде всего, как сообщил «НГ» министр энергетики Ника Гилаури, уже в первые годы эксплуатации БТД только за транзит азербайджанской нефти Грузия будет получать в среднем 20–25 млн. долл. «Когда трубопровод будет задействован на полную мощность, эти доходы вырастут до 50 миллионов долларов в год», – сказал министр. Кроме того, участие Грузии в строительстве нефтепровода стало хорошим подспорьем в решении проблемы занятости местного населения: работу на трассе грузинского участка получили свыше 4,5 тыс. человек. Еще более очевидны выгоды от этого проекта для Азербайджана: по подсчетам специалистов ГНКАР, за годы эксплуатации БТД (а это, как минимум, лет 25) страна даже с учетом нынешних цен на нефть получит 150–200 млрд. долларов.
БТД рассчитан на прокачку 50 млн. тонн нефти в год. При этом пропускная способность трубопровода может быть увеличена почти вдвое – при наличии больших объемов нефти. И эти объемы могут появиться: участником проекта в ближайшее время, вероятно, станет и Казахстан. Как сказал на днях глава Госнефтекомпании Азербайджана Натик Алиев, Баку и Астана намерены продолжить консультации по подготовке межправительственного соглашения о присоединении Казахстана к БТД. Эту возможность президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев обсудили еще 25 мая на торжественной церемонии начала закачки нефти в трубопровод в местечке Сангачалы близ Баку. Как сообщили «НГ» в ГНКАР, казахстанская сторона прислала замечания по некоторым пунктам будущего соглашения, однако уже сейчас есть все основания полагать, что работы над подготовкой этого документа завершатся к концу нынешнего года.
Большинство экспертов особо отмечают, что реализация проекта трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан будет означать появление нового энергетического коридора в обход России. «Особенно неприятно для Москвы то, что к этому нефтепроводу намерен подключиться Казахстан, – сказал «НГ» азербайджанский политолог Алпай Ахмед. – Получив доступ к бакинской трубе, Астана тем самым пытается ослабить зависимость от России. В этом заинтересованы как руководство Казахстана, так и страны Запада, в том числе США». Однако даже после ввода в строй нефтепровода, Баку не намерен полностью отказаться от услуг маршрута Баку–Новороссийск. Как заявил журналистам президент ГНКАР Натик Алиев, раз и навсегда отказываться от Баку–Новороссийска было бы неправильно. «Этот трубопровод станет альтернативным и резервным», – сказал президент ГНКАР.
═
Баку–Тбилиси