Вчера окружная избирательная комиссия бакинского Хатаинского округа выдала уполномоченному лидера Демократической партии Азербайджана (ДПА), бывшего председателя милли меджлиса (республиканского парламента) Расула Гулиева бланки подписных листов для сбора подписей, необходимых для его регистрации кандидатом в депутаты. Таким образом, власть фактически дала добро на участие в ноябрьских парламентских выборах опального экс-спикера, вынужденного эмигрировать в конце 90-х годов в США.
Как сказали «НГ» в штаб-квартире Демпартии, Расул Гулиев намерен баллотироваться в парламент от одной из рабочих окраин азербайджанской столицы. Именно там находится нефтеперерабатывающий завод, которым еще в советские времена руководил Расул Гулиев. С учетом того, что на предприятии до сих пор сохранили добрую память о своем бывшем гендиректоре, шансы пройти в парламент у Гулиева весьма высоки. Во всяком случае, поддержка заводчан и членов их семей обеспечивала ему необходимую поддержку избирателей на прежних выборах в парламент республики, которым Расул Гулиев руководил с 1993 по 1998 годы. Затем у Гулиева испортились отношения с семьей Гейдара Алиева, на экс-спикера было заведено уголовное дело по факту хищения госсобственности в особо крупных размерах, которое фактически закрыло ему дорогу на родину. Ожидается, что в ближайшие дни разрешение на участие в выборах будет дано и другому азербайджанскому политэмигранту, первому президенту республики Аязу Муталибову, уже более 10 лет проживающему в Москве.
Как сказал «НГ» азербайджанский политолог Муртаза Бунядлы, власть пошла на такие уступки под давлением Запада и местной оппозиции. «И если ничего не изменится, то можно будет говорить о скором возвращении Гулиева и Муталибова в большую политику», – считает политолог. По его оценкам, оба имеют достаточную социальную базу в республике, и если их допустят к участию в ноябрьских выборах, а волеизъявление избирателей не будет сфальсифицировано, то вероятность их избрания депутатами весьма велика. «Это на сегодняшний день один из немногих правовых путей возвращения на родину опальных политических деятелей», – считает Муртаз Бунядлы.
Примечательно, что на допуске к ноябрьским выборам нынешних политэмигрантов настаивала не только оппозиция, но и работающие в стране международные организации, давно пытающиеся привить в Азербайджане нормы западной демократии и добиться цивилизованных отношений между нынешней властью и ее оппонентами.
Между тем разрешение на участие в выборах не гарантирует ни Гулиеву, ни Муталибову их безопасности. Понимают это и сами опальные политики. «Я могу вернуться в Баку хоть завтра. Страха перед тем, что меня тут же арестуют, нет. Они ведь не смогут продержать меня за решеткой даже неделю. Но нет гарантии, что после этого какой-то «ненормальный» не подорвет мою машину или не застрелит в упор на улице», – заявил Расул Гулиев в недавнем интервью одной из бакинских газет.
По мнению аналитиков, подобные опасения не лишены оснований. В последнее время высокопоставленные чины из азербайджанских правоохранительных структур один за другим грозятся арестовать Расула Гулиева и Аяза Муталибова, как только они появятся в Баку. При таком раскладе, считают местные наблюдатели, гарантию безопасности политических изгнанников может дать только один человек – президент Ильхам Алиев, если он на самом деле хочет войти в историю как серьезный государственный деятель, для которого демократические ценности превыше кланово-корпоративных интересов.
Но даже президенту сделать это будет довольно сложно. Ведь окружение Ильхама Алиева, не заинтересованное в проведении демократических реформ, сопротивляется всеми средствами и то и дело подставляет главу государства. Наглядным подтверждением тому стали недавний арест по обвинению в связях со спецслужбами Армении лидера оппозиционного молодежного движения «Ени фикир» («Новая мысль») Руслана Баширли, последовавшие за ним кампания публичной травли лидера Партии народного фронта (ПНФА) Али Керимли и организация пикетов «представителей трудящихся республики» перед штаб-квартирой ПНФА. С попустительства бакинской полиции эти пикеты раз за разом заканчивались мордобоем. Ситуация была настолько взрывоопасна, что грозила перерасти в открытое гражданское противостояние. И только активное вмешательство Бакинского офиса ОБСЕ и посольства США в Азербайджане заставили оппонентов ПНФА умерить пыл и пойти на попятную.
Баку