Главным политическим итогом завершившегося вчера визита в Грузию президента Украины Виктора Ющенко и его трехдневного общения с Михаилом Саакашвили стала совместная Декларация о защите свободы и демократии.
Визит четы Ющенко в Грузию (президент Украины взял с собой в эту поездку супругу) был неофициальным. В Киеве и Тбилиси подчеркивали, что конкретной программы пребывания украинского лидера в Грузии не отрабатывалось. В подтверждение этого уже на знаменитом грузинском горном курорте Боржоми, куда Саакашвили привез гостя прямо из Тбилисского аэропорта, Виктора Ющенко подвели к оригинальной карте-макету с миниатюрными копиями основных достопримечательностей Грузии и предложили самому выбрать, куда ехать и что смотреть.
При этом с политической составляющей визита – подписанием заранее проанонсированной совместной декларации Саакашвили и Ющенко покончили уже в Боржоми, в отреставрированном к приезду украинского гостя дворце российских императоров Романовых. Там же во время единственного за три дня выхода к прессе президенты раскрыли смысл этого документа и рассказали о планах по реализации поставленной задачи: «способствовать защите свободы и демократии в регионе».
Интерес обоих лидеров к проблемам свободы и демократии на постсоветском пространстве не нов – Саакашвили и Ющенко говорили об этом еще в апреле, на кишиневском саммите региональной организации ГУАМ, объединяющей (после выхода из нее Узбекистана) Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Тогда же было заявлено, что в борьбе за утверждение истинной демократии ГУАМ не ограничится четырьмя странами. Планы расширения и были конкретизированы в Боржоми. После церемонии подписания декларации президент Саакашвили сообщил журналистам, что получил согласие своего украинского коллеги на созыв уже этой осенью в Киеве специального саммита, целью которого станет «создание коалиции демократических государств». Список желательных участников киевской встречи озвучил Виктор Ющенко: «Мы хотели бы видеть на этом саммите лидеров стран Балтийского, Черноморского и Каспийского регионов, а также соседей из России, Евросоюза и США». «Мы... должны знать, какие ценности и свободы исповедуют наши соседи, как их защищают, как соответствуют они нашим представлениям об этих ценностях», – отметил Виктор Ющенко.
Общий характер озвученных в Боржоми формулировок в тот же день попытались хоть как-то расшифровать в президентских пресс-службах. В частности, в пресс-службе главы Украины журналистам пояснили, что в подписанном документе объявлено о намерении создать в регионе Балтийского, Черного и Каспийского морей некое «содружество демократий» – Сообщество демократического выбора. Целью новой организации провозглашается ее «преобразование в мощный инструмент для освобождения региона от всех оставшихся разделительных линий, нарушений прав человека, от всякого духа конфронтации, от замороженных конфликтов». По замыслу президентов Грузии и Украины, именно это «позволит начать новую эру демократии, безопасности, стабильности и мира во всей Европе, от Атлантики до Каспийского моря».
Примечательно, что Россию на киевский саммит приглашают не как полноправного участника, а лишь в качестве наблюдателя. Впрочем, чтобы не слишком раздражать Москву, Саакашвили и Ющенко уточнили, что на первом этапе в таком же статусе видят в новой организации представителей и США, и Евросоюза.
Российские эксперты обращают внимание на то, что о планах по созданию своей «демократической коалиции» Саакашвили и Ющенко объявили за две недели до саммита СНГ в Казани, куда они оба собираются. Аналитики считают, что боржомские заявления – это продолжение линии Киева и Тбилиси на создание альтернативы СНГ и в итоге – на развал Содружества. В то же время член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко не исключает, что на саммите в Казани никакого скандала вокруг идеи Саакашвили и Ющенко вообще не будет. «Президенты стран СНГ в большинстве своем умны и прагматичны и понимают, что скандал нанесет скорее вред, нежели пользу. Поэтому они вряд ли пойдут на поводу у раскольников», – сказал Малашенко «НГ». Эксперт считает, что грузино-украинская декларация так и останется лишь публичным заявлением. «Для любой организации нужны механизмы, ресурсы, люди, а здесь их нет», – считает эксперт. По его мнению, эффект от заявлений Саакашвили и Ющенко может быть «лишь в том случае, если Россия уделит этому вопросу слишком много внимания и устами своих политиков начнет их активную критику».