Калининградский порт во многом уступает по технической оснащенности аналогичным прибалтийским сооружениям.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Российские и белорусские производители калийных удобрений в среду в Минске договорились создать единую сбытовую компанию, которая позволит обойти своих главных конкурентов из США и Канады. Как уже писала «НГ», на «таинственной» встрече Лукашенко и Путина 20–21 июля в Завидово президенты договорились придать новый импульс союзному строительству, а перед этим, как считают в Минске, Лукашенко получил от Путина «добро» на третий президентский срок, пообещав взамен некие экономические выгоды. Похоже, первая из них уже оформилась.
На начальном этапе СП создают «Беларуськалий» и «Уралкалий», а еще один российский производитель удобрений – «Сильвинит» обдумывает предложение. Объединив усилия, белорусы и россияне смогут получить долю в 45% на мировом рынке калийных удобрений. «Это позволит в интересах нашего Союзного государства держать достойную цену на продаваемые калийные удобрения и обеспечить стабильность мирового рынка хлористого калия», – так прокомментировал открывающуюся перспективу президент Лукашенко. Схема оптимизации калийных поставок обсуждалась на специальном совещании с его участием в среду в Минске. Российскую сторону на совещании представлял председатель совета директоров ОАО «Уралкалий» Дмитрий Рыболовлев. Поставлять продукцию новая компания начнет с 1 января 2006 года.
Новое СП будет неприбыльной организацией, которая не берет проценты с продаж. Как пояснил журналистам первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, ранее калийные удобрения продавались по сложным схемам, с участием двух-трех посредников. Теперь все посредники, по его словам, должны «раствориться в воздухе», а деньги, которые удастся сэкономить, пойдут на счета компаний-производителей.
Помимо калийного вырисывается и еще один союзный проект. Ранее Белоруссия продавала свои удобрения через литовский порт Клайпеда, латвийский Вентспилс и украинский Николаев. На встрече с Путиным в Завидово Лукашенко неожиданно заявил, что грузопотоки надо переориентировать на Калининградский порт, хотя, по подсчетам специалистов, доставка туда тонны удобрений обходится на полтора доллара дороже, чем в другие порты. К тому же техническое оснащение порта не является самым современным. Тем не менее, как стало известно «НГ», на уровне министерств в Белоруссии и России уже идет согласование программы модернизации Калининградского порта. В ближайшие дни Минск посетит губернатор Калининградской области Владимир Егоров, чтобы обсудить с руководством Белоруссии все детали. Предполагается, что финансироваться эта многомиллионная затея будет из союзного бюджета.
═
Минск