Со скандала начались вчера работы по обследованию технического состояния железной дороги от станции Псоу на западе Абхазии до станции Ингири в Зугдидском районе Грузии. Как сообщил журналистам руководитель абхазской рабочей группы по восстановлению сквозного железнодорожного сообщения через территорию непризнанной республики вице-премьер Абхазии Леонид Лакербая, к исследованию фактически разрушенной в ходе войны 1992–1993 годов железнодорожной инфраструктуры приступили пока только эксперты-железнодорожники из России и Абхазии. «В составе группы нет и не будет грузинских специалистов», – заявил Лакербая.
Столь жесткую позицию сухумских властей вчера прояснил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Как оказалось, абхазская сторона выступает не против участия в обследовании железной дороги грузинских экспертов вообще, но категорически возражает, чтобы в состав группы входили эксперты-железнодорожники, являющиеся беженцами из Абхазии. «Мы против включения в делегацию грузин, являющихся беженцами и работающих в структурах, не признаваемых властями Абхазии», – сказал Шамба.
В Сухуми считают, что грузинская сторона постоянно пытается ввести в переговорный процесс представителей автономной республики Абхазии в изгнании. Тем самым, заявляют в абхазском правительстве, грузинская сторона демонстрирует желание сорвать переговорный процесс.
В Тбилиси претензии абхазской стороны называют «надуманными». Как сказал «НГ» директор департамента информационной политики действующего в Тбилиси Совета министров Абхазской автономной республики в изгнании Ираклий Таблиашвили, в первой встрече экспертов в Сухуми грузинские железнодорожники действительно участвовать не будут. «Грузинская сторона настаивает, чтобы в состав группы экспертов в обязательном порядке вошли три специалиста, до войны 1992–1993 годов проживавшие и работавшие в системе железнодорожного транспорта на территории Абхазии. Отказ абхазской стороны от включения этих специалистов в состав трехсторонней группы из-за того, что они являются беженцами из Абхазии, считаем необоснованным», – сказал Таблиашвили.
Согласно трехсторонним договоренностям между Россией, Абхазией и Грузией по восстановлению сквозного железнодорожного сообщения через территорию бывшей грузинской автономии эксперты должны обследовать все участки железнодорожного полотна, а также прилегающие к ним объекты инфраструктуры. В распространенном вчера специальном сообщении пресс-службы Минтранса РФ отмечается, что уже до 1 октября должна быть получена полная информация о состоянии инфраструктуры железной дороги на территории Абхазии, локомотивного и вагонного хозяйства, энергоснабжения. По результатам работы будет подготовлен предпроектный документ, который даст возможность в дальнейшем определить объем финансирования работ.
В целом же проект возобновления сквозного железнодорожного сообщения на маршруте Сочи–Тбилиси и далее на Ереван может быть реализован поэтапно. Прежде всего на восстановленном участке планируется возобновить грузовое сообщение. В ходе первого этапа отдельные участки дороги в пределах Абхазии с учетом их разрушения будут восстановлены по временной схеме. К реализации проекта планируется привлечь частный капитал грузовладельцев и всех заинтересованных транспортных компаний, в том числе и армянских.
В Минтрансе РФ исходят из того, что с экономической точки зрения перевозка грузов железнодорожным транспортом по маршруту Сочи–Тбилиси через территорию Абхазию является более выгодной по сравнению с морскими и автомобильными перевозками. Там уже посчитали, что объем перевозок в первый год работы восстановленной железнодорожной магистрали может составить до 3 млн. тонн грузов. Однако проблемы, возникшие между Тбилиси и Сухуми уже на начальном этапе работы, могут отодвинуть получение этих экономических выгод на неопределенное время.
Тбилиси–Москва