Предстоящие через десять дней выборы казахстанских сенаторов (депутатов верхней палаты парламента), судя по всему, пройдут в лучших советских традициях. В них не только не будут участвовать представители оппозиции, но даже пропрезидентским кадрам предстоит сдать экзамен на верность. «Выборы в сенат станут проверкой кадров на прочность. Это будет подбор наиболее преданных и верных игроков для президентской команды. Их можно считать некоей мобилизацией человеческих ресурсов», – считает руководитель казахстанского представительства Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания) Эдуард Полетаев.
Сенаторы послушно проведут назарбаевские политреформы
Подбор верных кадров в депутатском корпусе для нынешнего режима важен, как никогда. Помимо того, что именно при этом составе парламента состоятся президентские выборы, Нурсултан Назарбаев наметил и большие политические реформы, часть из которых начнется уже осенью этого года. Так, действующему составу парламента предстоит принять новый Закон «О средствах массовой информации». Ожидается, что он будет крайне жестким. Ведь уже сейчас власти обвиняют журналистов в продажности «прогнившему Западу», намерении дестабилизировать ситуацию в стране и даже оправдании терроризма.
Между тем суть политических реформ заключается в изменении существующей в стране вертикали власти. Назарбаев объявил начало децентрализации госуправления. При этом значительную часть функций и полномочий планируется передать от центральных ведомств в регионы, на откуп местным властям. Предполагается, что акимы (главы местных администраций) будут не назначаться, как сейчас, а выбираться. Предусмотрено также постепенное развитие института органов местного самоуправления. Нельзя не отметить, что именно эти реформы лежали в основе требований оппозиции. Однако сейчас лидеры оппозиционных сил все чаще заявляют о формальности намеченных президентом реформ. Так, к примеру, запланированный на 12 августа эксперимент по внедрению института выборности акимов сразу же был назван фарсом, поскольку проводиться выборы будут лишь в нескольких районах страны, а кандидатуры на посты «народно избранных» акимов предлагаются не политическими партиями и обществом, а вышестоящими государственными инстанциями. Тем самым населению предоставляется право ограниченного выбора по принципу «бери, что дают».
Аналогичная ситуация и с децентрализацией власти. Передача ряда функций госуправления из центра в регионы не сопровождается правом самостоятельно формировать областные бюджеты. «Доходные вопросы» остаются в ведении центральной власти. Так, на откуп регионам отдан акцизный налог, который в Казахстане традиционно не выплачивается. А постоянный корпоративный подоходный налог, план по которому всегда составляет 100%, оставлен в распоряжении правительства. Между тем бюджеты областей формируются с учетом плана на сбор акцизов. В итоге получается, что план в лучшем случае выполняется на 50% и местные власти остаются «у разбитого корыта» – полномочий на наказание неплательщиков у них нет, а правительство дополнительных средств не выделяет, мотивируя свой отказ необходимостью «проявлять больше самостоятельности и ответственности и работать с неплательщиками».
Естественно, что такие подходы не всем придутся по вкусу. С учетом постепенно возрастающей политической активности населения, итог реформ может быть печален: люди почувствуют себя обманутыми, что чревато взрывом недовольства. Именно поэтому Назарбаеву нужны сейчас свои люди в парламенте.
В сенате не будет оппозиции
«Президентские ресурсы», идущие на выборы в сенат, таковы: больше 50% зарегистрированных кандидатов в депутаты сената представляют пропрезидентские партии. 25 кандидатов – от партии «Отан» («Отчизна»), лидером которой является президент страны Нурсултан Назарбаев, один кандидат – от Гражданской партии, лояльной к власти, два – от партии «Асар» («Всем миром»), которую возглавляет старшая дочь президента Дарига Назарбаева.
Традиционно сенат считается своеобразным буфером между народом и властью. Именно в сенате блокируется большинство инициатив нижней палаты, с которыми не согласно правительство. Избираются сенаторы не прямым голосованием, как мажилис, а через выборщиков – депутатов маслихатов (местные представительные органы). Всего в сенате 39 депутатов: 32 избираются маслихатами – по два человека от каждого региона, 7 назначает президент. Именно поэтому сенаторов часто называют «представителями власти» в парламенте.
Но, как известно, и на старуху бывает проруха. В казахстанском сенате после выборов в сентябре 1999 года прорух оказалось две – сенаторы Зауреш Батталова и Уалихан Кайсаров. Первая неожиданно встала на сторону оппозиции, вступила в партию «Демократический выбор Казахстана» и неоднократно с парламентской трибуны озвучивала запросы о так называемом деле «казахгейта», где одним из главных фигурантов является президент страны Нурсултан Назарбаев. А беспартийный Кайсаров стал «сам себе оппозиционером» и нередко резко критиковал правительство за различные экономические и политические действия.
Сейчас власть хочет исключить такие варианты. Оппозиционеров и просто непроверенных людей среди кандидатов нет. При этом неважно, каким именно будет внутрисенатский партийный расклад. При любых итогах президент получает свое, «отановское», парламентское большинство. Тем более что в мажилисе (нижней палате парламента), который в отличие от сената традиционно портил кровь и нервы правительству, пропрезидентский настрой очевиден. Из 76 депутатов больше 50 являются членами партии «Отан», остальные – члены лояльных к власти партий и беспартийные приверженцы действующего режима.
Астана