Не успевшие устроиться в городах беженцы продолжают жить в полевых условиях.
Фото Reuters
Ряд западных стран, в том числе Швеция, Нидерланды и Финляндия, выразили готовность принять в общей сложности 11 из 15 узбекских беженцев, до сих пор находящихся в СИЗО киргизского города Ош. По словам заместителя секретаря Совета безопасности Киргизии Вячеслава Хана, соответствующая информация на днях поступила в МИД и Генпрокуратуру республики. Кроме того, Хан пояснил, что «вопросами передачи беженцев третьим странам будет заниматься Генеральная прокуратура». При этом ранее генеральный прокурор Киргизии Азимбек Бекназаров не раз заявлял, что «власти Киргизии готовы передать узбекских граждан, находящихся в СИЗО Оша, под опеку Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) для эвакуации в третьи страны, если какая-нибудь из стран заявит о своем намерении принять беженцев». Это позволяет предположить, что 11 оставшихся в ошском СИЗО узбекских граждан в скором времени могут быть эвакуированы на Запад по примеру их предшественников, вывезенных ранее в Румынию.
Между тем, как стало известно «НГ», на территории Киргизии на нелегальной основе все еще находится более тысячи граждан Узбекистана. Среди них как непосредственные участники андижанских событий, так и граждане, за которыми охотятся узбекские спецслужбы. По словам руководителя киргизской правозащитной организации «Правосудие – истина» Иззатуллы Рахматуллаева, они не раз обращались в МИД республики, а также в УВКБ ООН, однако ни помощи, ни официального статуса беженцев узбекские граждане там не получили. «В МИДе нам (правозащитникам. –«НГ») заявили, что все компетентные сотрудники находятся в лагере беженцев в Джалал-Абаде и помочь нам некому, после чего отправили в УВКБ. А в Управлении нас отфутболивают обратно в МИД. Получается замкнутый круг», – заявил «НГ» Иззатулла Рахматуллаев. В результате беженцы из Узбекистана продолжают жить на территории республики на нелегальной основе. Живут они группами от 5 до 15 человек, в большинстве своем сосредоточенны на юге республики, в районе городов Ош, Карасу, Джалал-Абад, Узген. Некоторым удается получить статус трудовых мигрантов, остальные скрываются от правоохранительных органов и предпочитают не показываться днем на улицах. По данным правозащитников, в последнее время среди нелегальных беженцев началась эмиграция в соседние страны. Так, многие нелегалы переправляются в Таджикистан и оседают там. Кроме того, периодически узбекские беженцы из Киргизии нелегально выезжают в Казахстан и Россию. По информации правозащитной организации «Правосудие – истина», зачастую они пересекают границы в нечеловеческих условиях, в частности, прячась в «КамАЗах», предназначенных для грузовых перевозок. На такие шаги нелегалов толкает опасность выдачи узбекским властям, т.к. нынешняя политика игнорирования их присутствия со стороны официальных киргизских властей не дает никаких гарантий безопасности.
При этом сами представители руководства республики уверяют, что нелегальных беженцев, о которых говорят правозащитники, не существует. «Киргизско-узбекская граница хорошо охраняется с обеих сторон. И столько людей просто не могли нелегально ее пересечь. В любом случае мы бы об этом узнали, однако никакой информации о нелегальных беженцах нам не поступало ни от компетентных ведомств, ни из СМИ», – рассказал «НГ» руководитель пресс-службы президента Киргизии Досалы Эсеналиев. Так же не обладают информацией о нелегальных узбекских беженцах и в посольстве Узбекистана в Киргизии. «Если бы они здесь находились, да еще в таком количестве – мы бы об этом узнали», – заявили «НГ» в посольстве. А в департаменте миграционной службы Киргизии «НГ» пояснили, что если бы нелегалы хотели получить официальный статус и поддержку, им бы следовало обратиться в департамент за регистрацией. Однако, по словам сотрудников департамента, никаких официальных заявлений от нелегальных узбекских беженцев к ним не поступало.
Между тем аналитики сомневаются в искренности официальных властей. По словам руководителя центрально-азиатского информагентства Фергана.ру Даниила Кислова, узбекско-киргизская граница практически прозрачна – на ней стоят пропускные пункты, при пересечении которых мигрантов досматривают и проверяют документы. Однако остаются километры границы, никем не охраняемые. Так что неудивительно, что на территории Киргизии оказалось столько нелегальных беженцев из Узбекистана. В то же время, по мнению эксперта, вероятность получения нелегалами официального статуса беженцев очень мала. «Появление такого прецедента вызовет волну мигрантов из Узбекистана. С точки зрения киргизского руководства это будет политически и экономически неоправданный шаг», – считает Кислов. С этим соглашаются и другие наблюдатели. По их мнению, наиболее вероятный вариант дальнейшего развития ситуации – попытки замять тему нелегальных мигрантов. В таком случае они будут и дальше находиться на территории Киргизии на птичьих правах. В зависимости от изменения политического вектора их смогут либо депортировать назад, либо вновь раскрутят тему защиты прав человека в Центральной Азии. Велика вероятность, что, оставаясь и дальше в своем нынешнем положении, тысячи узбекских граждан будут вынуждены служить предметом политических торгов между Киргизией, Узбекистаном и Западом.