Дипломатические перепалки между Кишиневом и Москвой о роли России в приднестровском урегулировании приобретают перманентный характер. На этот раз Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдавии обвинило Минобороны России в некомпетентности. Причиной этому стало недавнее заявление Сергея Иванова о том, что российские миротворцы находятся в Приднестровье на основе мандата двух государств – Молдавии и Приднестровья. В ответном заявлении МИДЕИ говорится, что слова Иванова «о так называемой миротворческой роли и функции охраны вооружения, размещенного на территории нашего государства, в контексте мнимого мандата войск, незаконно находящихся на нашей территории, показывают незнание российским министром существующих соглашений». При этом, по мнению аналитиков, стороны просто не поняли друг друга, поскольку заявления дипломатов носили исключительно имиджевый внутриполитический характер.
Молдавские власти не считают законным приднестровский мандат. Что касается признаваемых молдавской стороной соглашений, в частности Стамбульского и пролонгирующего его договора в Порто, – в соответствии с ними Россия обязывалась вывести свои войска и вооружения до 1 января 2004 года. «Сегодняшним поведением Россия нарушает двусторонние международные обязательства, взятые еще в 1999 году, все сроки которых уже истекли», – заявил «НГ» депутат молдавского парламента, лидер Христианско-демократической народной партии Молдавии (ХДНП) Юрий Рошка.
Между тем российские парламентарии тоже рвутся в бой. «Мы с таким же успехом можем обвинить в некомпетентности Кишинев. Помимо Стамбульского соглашения базовым юридическим документом в приднестровском урегулировании является пятистороннее соглашение с участием Приднестровья, Молдавии, России, США и Украины, в соответствии с которым российские военные могут находиться на территории конфликта бесконечно долго», – заявил «НГ» член комитета Госдумы по безопасности Николай Курьянович.
По всей видимости, именно это и имел в виду Сергей Иванов, ссылаясь на мандаты Молдавии и Приднестровья. Правда, это относится лишь к миротворческим силам численностью около 500 человек. Что касается 1200 человек военнослужащих из остатков 14-й армии, Россия обязывалась вывести их до 2004 года. При этом МИДЕИ говорит об отсутствии правовых оснований для размещения военнослужащих, а Минобороны РФ – о юридической базе для продолжения миротворческой миссии. По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, причиной такого непонимания являются политические мотивы сделанных заявлений. «Иванов в России является уже не только главой Минобороны, а и яркой политической фигурой. Сделанное им заявление носило скорее внутриполитический характер, для того чтобы продемонстрировать избирателям жесткую линию руководства страны», – пояснил «НГ» Макаркин. Аналогичный мотив был и у ответного заявления молдавского ведомства. «Так что дать этическую оценку таким заявлениям с точки зрения кто прав, кто виноват, невозможно. Так или иначе, по сути, оба эти заявления никак не повлияют на взаимоотношения между странами по вопросу приднестровского урегулирования», – считает аналитик.