С 1 января 2008 года в Узбекистане будет отменена смертная казнь. Об этом объявлено вчера после обнародования соответствующего указа президента республики Ислама Каримова. Отныне наказание за особо тяжкие преступления заменят пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. При этом за оставшееся до вступления указа в силу время правительству республики дано указание принять постановление о строительстве новых сооружений для содержания таких заключенных, а парламенту – подготовить законодательную базу для отмены смертной казни, в частности, внести поправки в Уголовный кодекс. По мнению аналитиков, главной причиной решения об отмене смертной казни стали резко обострившиеся отношения Узбекистана с Западом после андижанских событий, пошатнувших имидж и без того считавшегося кровавым и диктаторским режима Каримова.
До 2008 года смертная казнь будет применяться в Узбекистане лишь по двум статьям – за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и за терроризм. Однако, по мнению правозащитников, за оставшееся время узбекские правоохранительные органы могут подвести под эти понятия сколько угодно политических противников. «В основном смертные приговоры в Узбекистане выносятся по показаниям, данным под пытками. Понятно, что в такой ситуации человек может оговорить себя в чем угодно», – рассказал «НГ» директор центральноазиатских программ правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев. С этим согласны и представители Международной амнистии. «Если господин Каримов всерьез задумывается об отмене смертной казни и исправлении имиджа Узбекистана в глазах всего мирового сообщества – он должен ввести мораторий немедленно, а также раскрыть для родственников информацию о местах захоронения осужденных, приговоры которым уже приведены в исполнение», – заявила «НГ» пресс-секретарь Международной амнистии Лидия Аройо. По ее словам, за оставшееся до 2008 года время «бог знает сколько людей могут попасть под смертный приговор».
Между тем, по мнению Виталия Пономарева, действия руководства Узбекистана по отмене смертной казни провоцируются давлением со стороны Запада. «В последние годы число смертных приговоров в республике существенно сократилось. Нынешнее же решение Каримова скорее всего связано с сильной критикой Узбекистана со стороны международного сообщества в связи с андижанскими событиями, охарактеризованными в докладе ООН как массовые убийства», – считает правозащитник. С этим согласен и директор центра экстремальной журналистики Олег Панфилов. По его мнению, вчерашний указ Каримова направлен прежде всего на реабилитацию имиджа Узбекистана в глазах мирового сообщества. При этом, по словам Панфилова, несмотря на частые изменения решений Ислама Каримова, на этот раз он скорее всего доведет дело до конца и к 2008 году отменит смертную казнь. «Если он передумает, это будет еще страшнее для его имиджа, чем события в Андижане, таким образом он распишется в том, что он диктатор. Каримов никогда на это не пойдет», – считает эксперт. С этим согласен и начальник Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. По его мнению, нет никаких оснований опасаться перемены решения Каримова. Однако, по словам Колерова, такое решение ни в коем случае не стало следствием давления на Узбекистан со стороны внешних сил. «Указ Каримова об отмене смертной казни скорее демонстрирует готовность Узбекистана самостоятельно идти по пути построения демократии без западных поводырей», – заявил «НГ» Модест Колеров.