Узбекские власти дали американцам полгода на свертывание авиабазы 'Карши-Ханабад'.
Фото Reuters
Неожиданное решение официального Ташкента, потребовавшего от США в течение 180 дней вывести с территории страны американскую авиабазу «Карши-Ханабад», не осталось без последствий. Как известно, соответствующее официальное уведомление узбекского МИДа в пятницу было направленно в посольство США в Ташкенте. И в тот же день Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приостановил финансирование государственного сектора Узбекистана, объяснив это отсутствием в стране «политического прогресса».
Причины столь жесткого требования, как и поспешность, с которой американским военным предлагается покинуть территорию республики, в заявлении руководства Узбекистана не поясняются. Не комментируют новый поворот в американо-узбекских отношениях и в Вашингтоне, где пока ограничились лишь заявлением представителя Минобороны США Гленна Флуда о том, что Пентагон, мол, вместе с Госдепартаментом пытается понять, что может означать это заявление.
Между тем, по мнению аналитиков, требование Ташкента стало следствием роли США в эвакуации андижанских беженцев из Киргизии, категорическое несогласие Вашингтона с выдачей этих людей узбекским властям. На этом фоне, считают эксперты, Ташкент делает все более акцентированную ставку на партнеров по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – Россию и Китай, которые непосредственно заинтересованы в снижении американского военного присутствия в Центральной Азии.
«В последнее время США всячески пытались как-то смягчить напряженность в отношениях с Узбекистаном, в том числе различными экономическими и политическими авансами. Скажем, Вашингтон уже не был столь категоричен в своих требованиях международного расследования майских событий в Андижане, обещал продолжить инвестиции в госсектор республики. Однако президент Каримов, похоже, осознал, что на фоне этих локальных уступок США и дальше будут принуждать его к демократизации режима в Узбекистане, причем достаточно жесткими методами. С учетом того, что демократизация в Узбекистане грозит для него крахом, Каримов и решил взять курс на Китай и Россию», – сказал «НГ» заместитель генерального директора российского Центра политических технологий Алексей Макаркин. «К тому же, – считает эксперт, – сохранение американской базы может осложнить отношения в рамках ШОС. И тогда, случись в Узбекистане новый Андижан, Каримову просто не у кого будет просить поддержки».
Авиабаза ВВС США «Карши-Ханабад»
Американская авиабаза «Карши-Ханабад» (бывшая база советских ВВС в Узбекистане) была развернута в октябре 2001 года для ведения военных операций в Афганистане. В Пентагоне она проходит под индексом К-2. База является важнейшим опорным пунктом американцев в Центральной Азии и находится в 200 км от приграничного с Афганистаном узбекского города Термез.
Здесь размещено более 1500 военнослужащих 10-й горной дивизии армии США с 30 боевыми вертолетами. Во время активной фазы операции в Афганистане количество самолетовылетов истребителей F-15 и F-16, не считая вертолетов боевой авиации и транспортных самолетов, с взлетно-посадочных полос базы «Ханабад» ежедневно составляло 50–60.
В настоящее время база используется главным образом в качестве аэродрома подскока, то есть промежуточного места взлета и посадки тяжелых транспортных самолетов США, доставляющих грузы для войск в Афганистане, С-130 и С-141, а также самолетов-заправщиков КС-135. Через К-2 ежемесячно транзитом пролетают десятки американских самолетов, выполняющих операции в Афганистане.
При наличии аналогичных баз ВВС США в Киргизии и Афганистане потеря «Ханабада» вряд ли окажет какое-то серьезное влияние на непрерывность тылового снабжения воинских контингентов США. Однако в случае ее потери американским ВВС придется пользоваться куда более дорогостоящим способом дозаправки в воздухе. Поэтому Пентагон скорее всего будет искать ей адекватную замену на территориях других государств, и прежде всего в Азербайджане.