Цена сохранения военного присутствия США интересует всех в регионе.
Фото Reuters
Итогом завершившейся вчера поездки главы Минобороны США Дональда Рамсфелда по странам Центральной Азии стала практически полная победа американской дипломатии на приграничных с Афганистаном территориях. В ходе двухдневной поездки дня глава Пентагона успел побывать в Киргизии, Таджикистане и Туркмении. И если визит в последнюю был скорее данью вежливости для поддержания хороших отношений между странами, то переговоры Рамсфелда с руководством Киргизии и Таджикистана носили стратегический характер.
Главным интересом Пентагона в Центральной Азии остаются авиабазы в Киргизии и Узбекистане. В начале июля на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят все страны Центральной Азии, а также Россия и Китай, был поднят вопрос о необходимости определения сроков пребывания американских военных баз в Центральной Азии. Главы обеих республик – Курманбек Бакиев в Киргизии и Ислам Каримов в Узбекистане – также признали нецелесообразность дальнейшего военного присутствия Соединенных Штатов на их территории. По мнению экспертов, такое решение было продавлено Китаем, соперничающим с США за сферы влияния в Центральной Азии. В то же время, по мнению аналитиков, поддержка резолюции со стороны некоторых стран – участников ШОС была лишь поводом для торга с Китаем и Америкой за экономические и другие привилегии. Судя по всему, в ходе поездки Рамсфелду удалось предложить больше Китая и тем самым продавить интересы США, во всяком случае в Киргизии и Таджикистане.
После переговоров Рамсфелда с Курманбеком Бакиевым, а также главой военного ведомства Киргизии Исмаилом Исаковым было принято решение, что военная база США может оставаться в Киргизии до тех пор, пока у Пентагона есть необходимость проводить антитеррористические акции на территории Афганистана. Неофициальные источники утверждают, что добиться этого удалось после того, как глава Пентагона обещал вдвое увеличить плату за аренду базы (сейчас она приносит республике 52 млн. долл. ежегодно) и предоставить Киргизии беспроцентный кредит в размере 200 млн. долл.
Таджикистан также подтвердил свою приверженность и далее поддерживать американские и другие международные силы, проводящие операцию в Афганистане. В Душанбе Дональду Рамсфелду было обещано, что США могут и дальше использовать для этих целей воздушное и наземное пространство страны, аэродромы, базы и другие объекты. Ожидается, что в скором времени Таджикистан получит за это солидную финансовую поддержку со стороны Соединенных Штатов. Мало того, заокеанские политики уже претендуют на стратегические позиции, оставленные Россией. По словам Дональда Рамсфелда, США помогут Таджикистану в охране границы с Афганистаном, которую только что покинули российские пограничники.
Что касается отношений США с Узбекистаном, который Рамсфелд вопреки ожиданиям так и не посетил, на сегодняшний день они представляют собой очень хрупкую конструкцию. С одной стороны, Вашингтон планомерно пытается выстроить отношения с Ташкентом, существенно ограничив критику режима Каримова и даже перестав настаивать на независимом расследовании андижанских событий. Кроме того, вчера Дональд Рамсфелд заявил, что в настоящее время на уровне президента США и руководства Узбекистана рассматривается вопрос о возобновлении американской финансовой помощи Ташкенту. С другой стороны, в последнее время резко возросли контакты в экономической сфере между Узбекистаном и Китаем. Кто победит в этой американо-китайской борьбе за сферы влияния, прогнозировать сложно.