Молдавской оппозиции удалось-таки торпедировать прошедшие в воскресенье повторные досрочные выборы мэра Кишинева. Несмотря на все усилия властей, явка на избирательных участках в день голосования составила всего 19,7% при необходимом минимуме в 33,5%.
В повторных выборах участвовали лишь два кандидата – Зинаида Гречаная от правящей Партии коммунистов (КПРМ) и Валерий Клименко от движения «Равноправие». Остальные восемь кандидатов отказались от участия в избирательной кампании, сославшись на невозможность противодействия используемому властями административному ресурсу. Именно этот факт наряду со скептическим отношением жителей столицы к политике правящей партии наблюдатели называют основной причиной низкой явки. Следующие выборы кишиневского градоначальника состоятся только осенью: согласно действующему законодательству, дату новых выборов Центральная избирательная комиссия утвердит через 60 дней.
На это, в общем-то, и рассчитывали лидеры оппозиции, провоцируя избирателей на протестное голосование: к осени закончится сезон отпусков, у конкурентов действующей власти будет время лучше подготовиться к новой схватке, и это существенно повышает их шансы.
Июльский двойной провал кишиневских выборов, конечно, огорчителен для действующей молдавской власти. Однако о нем, похоже, скоро забудут: гораздо большее внимание общественности привлечено сегодня к обсуждению законопроекта «Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья», принятого молдавским парламентом на прошлой неделе. Несмотря на заявления официальных молдавских властей о значении закона в урегулировании приднестровской проблемы, наблюдатели опасаются, что принятый документ может лишь спровоцировать осложнение отношений между Кишиневом и Тирасполем.
По мнению экспертов, принятие законопроекта об особом статусе Приднестровья – не более чем рассчитанный на международную общественность показной шаг молдавской администрации: дескать, в Кишиневе активно ищут пути мирного урегулирования конфликта. Особенно актуальным это становится в свете желания Молдавии как можно быстрее вступить в ЕС. По мнению молдавских властей, одной из основных подвижек в урегулировании конфликта является новый статус Приднестровья как «особой автономии в составе республики», к тому же наделенной полномочиями «в пределах, определенных Конституцией и законами Республики Молдова». Однако речи о суверенитете ПМР, чего, собственно, и добивается руководство непризнанной республики, в документе не идет. Как сказал «НГ» президент московского Центра изучения публичного права Аждар Куртов, на деле реального продвижения в урегулировании конфликта нет, о чем говорит уже то, что законопроект был принят в одностороннем порядке, без согласования с приднестровской администрацией. «Скорее всего Приднестровье просто проигнорирует принятый в Кишиневе законопроект, так как он не отвечает их требованиям», – прогнозирует Аждар Куртов. По его мнению, если Молдавия будет продолжать настаивать на реализации собственного плана урегулирования, осуществляя давление на Тирасполь через контроль на границах и экономическую блокаду, опасность эскалации силовых методов с обеих сторон становится весьма реальной.