Живя в Москве, Аяз Муталибов ни разу не обращался с просьбой о предоставлении ему российского гражданства.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Все проблемы, связанные с возвращением в Баку свергнутого в 1992 году первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, решены, и в ближайшее время он пройдет регистрацию в качестве кандидата в депутаты республиканского парламента. Такое заявление сделал на днях сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана (СДПА) Араз Ализаде. По его словам, «правительство уже дало согласие на возвращение Муталибова на родину». Правда, сопредседатель СДПА сделал весьма существенную оговорку: дескать, надо подождать решения президента Ильхама Алиева. «Если он не станет препятствовать этому, то Муталибов может хоть завтра вернуться из Москвы в Азербайджан», – сказал Ализаде.
Это заявление было сделано вслед за регистрацией в азербайджанском Центризбиркоме предвыборного блока «YeS» («Новая политика»), к которому присоединилась и СДПА. Муталибов, являющийся сопредседателем этой партии, давно ищет возможности вернуться в Баку, что и подтвердил в интервью «НГ». По словам азербайджанского экс-президента, на этот счет у него уже были «опосредованные контакты» с окружением нынешнего президента страны Ильхама Алиева. Подтвердил Муталибов и возможность своего участия в осенних парламентских выборах. «Если партия выдвинет мою кандидатуру, я, конечно же, пойду на выборы», – сказал он. «За 13 лет своего пребывания в Москве я ни разу не обращался к властям РФ по поводу предоставления мне российского гражданства, так как считал и считаю, что могу быть полезным своему народу и государству в любой ипостаси», – сказал «НГ» Аяз Муталибов. Разговоры вокруг возбужденного против него еще в 1992 году уголовного дела за подготовку госпереворота экс-президент считает «обычным политиканством».
Между тем официально уголовное дело 13-летней давности в отношении первого президента Азербайджана до сих пор не закрыто. Более того, позже власти инкриминировали Муталибову политическую ответственность за январские события 1990 года, когда в результате ввода в Баку советских войск погибли десятки мирных горожан. Тем не менее, как сказал Муталибов «НГ», возможности своего ареста в Баку он не опасается, так как «для этого нет никаких оснований».
Оживились в последнее время и сторонники экс-спикера парламента, председателя Демократической партии Азербайджана (ДПА) Расула Гулиева, с конца 90-х годов находящегося в политической эмиграции в США. В 1998 году против него тоже было возбуждено уголовное дело ≈ экс-спикеру, неожиданно пошедшему наперекор тогдашнему президенту страны Гейдару Алиеву, инкриминировали хищение госсредств в особо крупных размерах. Это фактически сделало лидера Демпартии, с разрешения Алиева-старшего находившегося на лечении в США, невозвращенцем.
Однако сейчас в стане демократов крепнет надежда, что этот барьер усилиями сторонников Расула Гулиева и ряда международных организаций будет преодолен. Тем более что какие-то сдвиги в этом направлении уже обозначились: недавно парламент поддерживающей азербайджанское руководство Турции снял запрет на появление Гулиева в этой стране.
Между тем официальные власти Азербайджана пока воздерживаются от комментариев относительно реальности возвращения обоих «бывших». Правда, на днях руководитель администрации президента Рамиз Мехтиев заявил, что и Муталибов и Гулиев «могут вернуться в Баку в любое время и решить свои проблемы с правоохранительными органами». Впрочем, решать подобные проблемы в Азербайджане реально может лишь один человек – Ильхам Алиев.
Баку