Администрация президента Казахстана в преддверии президентских выборов развернула активную работу среди потенциально протестного электората. Упор сделан на молодежь. После обсуждения на прошлой неделе планов создания молодежного парламента под патронажем президентской партии «Отан» (Отчизна), руководство страны озаботилось льготами для этой категории электората.
В среду правительство Казахстана утвердило постановление о предоставлении льгот студентам. Это свело на нет негативный эффект от подписанных президентом на прошлой неделе непопулярных законов, во всяком случае для учащейся молодежи.
Деятельность администрации президента Назарбаева, которой одновременно удается внести раскол в ряды оппозиции, провести непопулярные законы и провернуть пиар-кампанию президента, дала повод предполагать, что ее консультируют весьма профессиональные политтехнологи.
Действительно, последнее постановление правительства касалось всего лишь льгот на проезд междугородным железнодорожным и автотранспортом. Однако появление таких льгот преподносилось, как «только начало» и было широко разрекламировано пропрезидентским молодежным движением Альянс студентов Казахстана (АСК). Альянc отметил «победу» акцией: на ж/д вокзале Астаны группа активистов АСК в оранжевых майках в сопровождении телекамер встретила поезд и вручила ошеломленному проводнику увеличенный макет льготного студенческого билета.
Оранжевый цвет, который после украинских событий прочно ассоциируется с «победным» и «революционным», был использован не случайно. В Казахстане его активно стали эксплуатировать провластные молодежные организации. Помимо молодых студентов-активистов, в республике появилось лояльное к власти оранжевое движение «Болашак» (Будущее) – в защиту преподавателей и студенчества, которое тесно сотрудничает с акиматом (администрацией) Алма-Аты. Помимо оранжевого цвета власть активно использует и другие удачные идеи оппозиции. Выждав некоторую паузу, выдает их за свои и начинает реализовывать под своим патронажем.
Такие властные метаморфозы не могли не удивить политизированную часть казахстанского общества. Главный президентский пиарщик Марат Тажин, считают местные эксперты, один с такой задачей справиться не смог бы. Для администрации президента Казахстана до сих пор не были характерны тонкие политические игры, рассчитанные на постепенное реформирование общественного сознания. Как правило, в Казахстане с оппонентами расправляются быстро и грубо. Новые политтехнологии стали полной неожиданностью.
По мнению директора Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Сабита Жусупова, администрация президента привлекла профессиональные группы «пиарщиков», в первую очередь российских. «Цветные революции дали серьезный повод для рефлексии, для осмысления. Поэтому действительно то, что делается сейчас, – это превентивные меры. Но, слава богу, что власти стали хоть что-то делать. Лишь бы это не закончилось вместе с президентскими выборами», – сказал он корреспонденту «НГ».
Правда, как утверждают источники «НГ» в акимате Алма-Аты, превращение оранжевого цвета в цвет «правильной» молодежи – разработка местная. За ней якобы стоит фигура акима (мэра) южной столицы Имангали Тасмагамбетова, который является одной из самых заметных персон в казахстанском политическом истеблишменте. Его, выходца из комсомольских организаций, называют одним из ближайших доверенных лиц президента страны и даже прочат ему роль преемника Назарбаева. Однако и его консультируют специалисты из Москвы.
По информации источника «НГ», близкого к администрации президента Казахстана и пожелавшего остаться неизвестным, эта структура тесно сотрудничает с Центром политических технологий (ЦПТ) Игоря Бунина. Сами представители ЦПТ отказались комментировать эту информацию, однако, по словам первого заместителя руководителя ЦПТ Игоря Миндусова, для проведения глубоких исследований и качественной кампании необходимо приглашать политтехнологов задолго до начала избирательной кампании. «Так что, если в Казахстане российские политтехнологи работают уже сейчас, это умный и дальновидный шаг с точки зрения Назарбаева». Примечательно, что различные группы российских политтехнологов, работавших на парламентских выборах, включая «Никколо-М» Глеба Павловского, на этот раз не позвали. «Кандидатура Павловского вообще не рассматривалась ни властью, ни оппозицией», – сказал «НГ» тот же источник.
По информации из российских политологических кругов, занимаются президентской пиар-кампанией и сотрудники консалтинговой группы «Имидж-контакт», президентом которой является Алексей Ситников. «Имидж-контакт» существует с 1989 года и является одной из ведущих российских компаний, специализирующихся в области политического и психологического консалтинга. Однако в самой компании заявляют, что не обладают информацией о том, что сотрудники группы работают в Казахстане. Отрицают это и в администрации президента Назарбаева. Местные же пиарщики, что помельче, по привычке уверены, что в конечном итоге все равно позовут Глеба Павловского. «Куда ж без него?» – хором повторяют они.
Алма-Ата