Вчера в Казахстане были широко распространены шокирующие результаты социологического опроса под названием «Базовые потребности казахстанцев». Этот опрос провела Ассоциация социологов и политологов Казахстана (АСиП). Анкета, по сути, предлагала гражданам республики сделать выбор между демократией и авторитаризмом. Вопросы при этом были сформулированы так, что выбора не оставляли. В частности, респондентам предлагалось ответить на такие вопросы: «Что сейчас больше необходимо Казахстану – демократия или порядок?» и «Что в большей степени способствует защите ваших интересов – полная демократия при слабых гарантиях личной безопасности или твердая власть при полной гарантии личной безопасности?»
Для чего и кому понадобился такой опрос, АСиП умалчивает. Но его результаты не могут не вызывать удивления. Так, согласно результатам, 55% опрошенных считают, что Казахстану необходим порядок, а не демократия, 54,3% высказываются за твердую власть. Демократию поддержали лишь 24,9% респондентов, а за полную демократию выступает просто смехотворное количество граждан – 12%.
Известный казахстанский журналист, политический обозреватель республиканского еженедельника «Время» Виктор Верк результатами опроса не удивлен: «Говорить о независимости любой социологической службы в наших условиях просто смешно. В стране нет ни одной серьезной социологической конторы. Мы прекрасно знаем место, где формируются результаты этих опросов, – администрация президента», – сказал он в интервью «НГ».
Президент АСиП Бахытжамал Бектурганова в резюме соцопроса, опубликованного в казахстанской интернет-газете «Навигатор», отмечает, что выбор граждан в пользу сильной власти вполне закономерен. «Ценность демократии, если она не гарантирует базовой потребности населения в безопасности, довольна низка в общественном сознании. В этом случае предпочтение отдается «сильному государству» при условии более надежной защиты интересов личной безопасности. Можно лишь удивляться, но не тому, что при наличии такого выбора большинство предпочло демократии сильную руку, а тому, что остальные этого не сделали», – пишет Бектурганова.
При этом она отмечает, что «казахстанским радикал-демократам» (т.е. оппозиции) вряд ли можно рассчитывать на поддержку народом идеи цветочной революции. «В этом случае большая часть населения предпочтет безопасность, т.е. «сильный государственный контроль», который сам по себе, вне контекста безопасности, многие из казахстанцев не приемлют».
Известный казахстанский политолог и оппозиционный политик Петр Своик полагает, что у данного опроса изначально должен был быть именно такой результат. «Вопросы составлены с заранее известной и выверенной целью – получить именно тот результат, который сами организаторы опроса заказали для себя еще до начала проведения, – сказал он корреспонденту «НГ». – Но в основе всего – отсутствие демократии в Казахстане. Все остальное вторично». По мнению Своика, этот опрос является частью президентской избирательной кампании, негласно идущей в Казахстане. Тем более что в стране идет активная пропаганда мнения о том, что «разгул демократии», включая бархатные революции, приводит лишь к полнейшему хаосу и развалу экономики страны. «Обществу навязывают вообще никуда не годную альтернативу, – считает Своик. – Демократия противопоставляется порядку». Тем не менее широко разрекламированные результаты опроса произвели большое впечатление на электорат страны: рейтинг президента возрос.
Алма-Ата