Завтра по требованию белорусского МИДа территорию этой страны должен покинуть советник посольства Польши в Минске Анджей Бучак. В заявлении Министерства иностранных дел Белоруссии, распространенном его пресс-службой, сказано по этому поводу: «МИД с озабоченностью воспринимает информацию о фактах вмешательства в деятельность общественных организаций Белоруссии со стороны общественных и государственных структур Республики Польши, в том числе и отдельных сотрудников дипломатических представительств Польши». В то же время такое решение, по версии белорусской стороны, является ее ответным шагом «на выдворение с территории Польши двух белорусских дипломатов и основано на принципе взаимности», поясняет МИД Белоруссии.
Между тем местные эксперты, комментируя дипломатическую войну между странами-соседками, говорят о том, что ее причина не столько в действиях польской стороны, сколько в том, что именно в стане польского меньшинства нынешним белорусским властям мерещится призрак цветной революции (поляки составляют 3,9% населения Белоруссии, это самая многочисленная после русских национальная диаспора в стране). Еще весной Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и парламенту, сказал в адрес польских дипломатов: «Мы знаем все, и если молчим, то это не значит, что мы не знаем. Всяких шарлатанов мы будем изобличать в глазах белорусского народа. Мы знаем, что происходит в вашем посольстве и знаем вашу работу. И не думайте, что поляки в Беларуси – это не граждане Беларуси. Это наши граждане, и мы их в обиду никому не дадим, и мозги пудрить вы им тоже не будете».
═
Дипскандалы стали регулярными
═
Напомним, что 15 июля официальный Минск получил уведомление МИД Польши о том, что советник-посланник посольства Белоруссии в Варшаве должен покинуть территорию этой страны до 20 июля (при этом выбор, кого отозвать, оставался за Белоруссией). Белорусский МИД, «отмечая неконструктивность действий польской стороны», тем не менее «принял ответное решение о необходимости выезда с территории Белоруссии советника посольства Польши в Минске Анджея Бучака».
Минск и Варшава упрекают друг друга в «подрыве» дипломатических отношений и отсутствии духа добрососедства не в первый раз. К настоящему моменту выдворение дипломатов закончилось со счетом 2:2. Напомним, что ранее «за действия по дестабилизации белорусского общества» был выслан из Белоруссии советник посольства Польши в Минске Марек Бутько. Аналогичный ответный шаг не замедлили сделать поляки.
Комментируя эти дипломатические препирательства между странами-соседками, аналитики считают, что вне зависимости от официально озвучиваемых версий причины конфликта гораздо глубже. Режим Лукашенко, несмотря на официальные заверения в том, что любые цветные революции на территории этой страны невозможны по причине глубокой удовлетворенности населения своим правителем, на самом деле панически боится возможной попытки смены власти.
═
Западной Белоруссии продемонстрировали военную силу
═
Угрозу президентские стратеги видят в первую очередь в критически настроенной западной части страны, которая до 1939 года находилась в составе Польши, говорят информированные источники. Ранее эксперты уже обращали внимание на то, что проходившие весной в Белоруссии широкомасштабные военные учения отрабатывали сценарий ликвидации вооруженного конфликта как раз в западной части страны. Более того, ветераны, старожилы, историки и вся социально активная общественность не так давно стали свидетелями открытия под Минском мемориального комплекса с одиозным названием «Линия Сталина». По версии официального Минска это – увековеченная линия обороны Минска. По информации историков, восстановленные укрепления уже тогда смотрели бойницами на Запад, разделяя СССР и Польшу. Прогрессивно мыслящая общественность с тревогой наблюдает за той бравадой, с которой Лукашенко говорит о полной боеспособности восстановленных в течение полугода укреплений. С кем собирается воевать президент? С западной частью собственной страны, где живут преимущественно белорусские поляки?
═
Польская диаспора объявлена неблагонадежной
═
Позиции польской диаспоры – самой многочисленной в Белоруссии – всегда были достаточно крепки, а ее деятельность никогда не носила формального характера. В Белоруссии с 1989 года действует Союз поляков, который, в свою очередь, издает газеты на польском языке («Глос з-над Немна», «Магазин польски» и «Эхо Полесья»). Стремясь ограничить влияние этой структуры на белорусских поляков, власти весной 2005 года пытались поруководить и ею. Союз тогда готовился к очередному, 6-му съезду, и, видимо, было очень соблазнительно поставить туда своих людей. Накануне власти по отработанной методике пытались не допустить к участию нежелательных кандидатов. При подготовке к съезду «были случаи, когда с делегатами съезда беседовали представители белорусских компетентных органов, рекомендуя воздержаться от участия в мероприятии», рассказывал тогда генеральный консул Польши в Гродно Анджей Крентовский. Однако от предложения предоставить информацию официально этот таинственный делегат, по словам генконсула, отказался. Тогда казалось, что конфликт исчерпан.
Попытки давления на Союз поляков возобновились после съезда. В результате Союз поляков вынужден был направить в сейм и МИД Польши обращение, в котором выказывается обеспокоенность «атаками белорусских властей, которые усилились после последнего съезда организации». Еще позже, ссылаясь на привычные для белорусов «просьбы трудящихся», Минюст начал проверку законности решений V съезда поляков, признал их незаконными и обязал Союз провести съезд повторно. Те, в свою очередь, доводы Минюста признали необоснованными.
По этому поводу глава КГБ Степан Сухоренко, беседуя с журналистами, говорил о возможном «обострении ситуации вокруг Союза поляков в Белоруссии». «Линия внешней разведки докладывает о жесткой реакции официальной польской стороны на действия белорусских властей в отношении данной организации», – заявил он тогда. Судя по очередной взаимной высылке дипломатов, стороны не намерены отступать от ранее занятых позиций. Поговаривают, что Польша намерена инициировать довольно жесткие санкции в отношении Белоруссии со стороны Евросоюза. Белорусская оппозиция, считающая политику ЕС в отношении режима Лукашенко слишком мягкой, надеется, что западной соседке удастся убедить европейских чиновников усилить внешнее воздействие на режим, поскольку внутреннее представляется крайне затруднительным: вся государственная машина направлена на искоренение инакомыслия еще в зародыше.
Эксперты обращают внимание, что отношения между странами-соседками ухудшились после вступления Польши в ЕС. Теперь Варшава не только отстаивает интересы польского меньшинства, но и в русле политики ЕС ратует за соблюдение демократических ценностей в Белоруссии. Озабоченность ситуацией в соседней стране неоднократно высказывал президент Польши Александр Квасьневский.
═
Минск