– Президент Узбекистана Ислам Каримов отказался допустить международных наблюдателей до расследования событий в Андижане 13 мая. Однако теперь он пригласил к расследованию Россию, Иран и другие соседние с республикой страны. ОБСЕ проводила собственное расследование?
═
– Ну, вы и сами знаете, что наблюдатели ОБСЕ не были допущены к расследованию упомянутых вами событий. Но в приграничные с Узбекистаном районы Киргизии устремился поток беженцев из республики, которые являются очевидцами произошедших событий. И наблюдатели ОБСЕ вплотную работают с ними, и у нас есть готовые материалы, основанные на их показаниях. Однако собственного расследования на территории Узбекистана местные власти нам провести не позволили. И я искренне не понимаю, почему, ведь Узбекистан также является членом ОБСЕ, и все члены организации – это одна семья. Я не понимаю, почему эта страна настолько замкнута и закрыта не только для нас, но и для ООН, для представителей Европейского союза и многих других. С другими странами все обстоит совсем иначе: я в любой момент могу позвонить Кондолизе Райс или Сергею Лаврову и обсудить любые вопросы, которые нас интересуют. Однако что касается Узбекистана, я не могу не только найти контакт с президентом Каримовым, но и даже напрямую связаться со своим коллегой – министром иностранных дел республики Ильером Галиевым. И это очень странно, ведь сам Ислам Каримов еще недавно – в марте этого года – приезжал к нам в Словению и его принимали как почетного гостя. Но общего языка с ним нам до сих пор найти не удалось. И я искренне сожалею об этом.
═
– Высокая активность избирателей на президентских выборах в Киргизии, по мнению многих экспертов, выглядит неправдоподобной. Как вы считаете, были ли прошедшие выборы достаточно демократичными и честными или наблюдатели от ОБСЕ заметили нарушения?
═
– В целом сам тот факт, что выборы в Киргизии состоялись, и то, как они проходили, – это существенный шаг вперед. Я был уверен, что победит Курманбек Бакиев, поскольку он объединил свои усилия с Феликсом Куловым и оба они представляли две разные части страны – север и юг. Их объединение позволило избежать серьезных проблем во взаимоотношениях между населением севера и юга Киргизии, раскола в республике. Тандем Бакиева с Куловым – наилучший выход из сложившейся ситуации. Лучшего нечего и желать.
═
– Как вы планируете работать дальше с новым руководством Киргизии? Какие будут первые шаги в области защиты прав человека в республике?
═
– ОБСЕ – крупнейшая региональная международная организация, работающая также в области защиты прав человека. Мы активно ведем это направление в Киргизии. Проводим обучающие семинары, организовываем конференции, выступаем перед местным населением. Однако наши действия носят скорее просветительный и рекомендательный характер, поскольку мы не можем напрямую влиять на обстановку внутри страны. Конкретные шаги должны предпринимать непосредственные власти республики.
═
– В Казахстане закрываются оппозиционные партии, Комитет национальной безопасности подает в суд на оппозиционных политиков и оппозиционные СМИ, практически не осталось независимых СМИ. Как такая ситуация соотносится с планами Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году? Каковы их шансы?
═
– Казахстан является членом ОБСЕ, причем обладает особой важностью, и поэтому, как любой другой член организации, он имеет право в ней председательствовать. Однако для этого он должен сам найти решение всех тех проблем, которые вы перечислили. Как член организации, Казахстан должен учитывать ее правила для того, чтобы председательствовать в ОБСЕ. Что касается моего личного мнения, то я считаю, что у Казахстана вполне реальные шансы и это может стать очень важным положительным примером для всех стран Центральной Азии.
═
– В последнее время в адрес ОБСЕ часто слышатся обвинения в непротивлении цветным революциям на постсоветском пространстве или даже посредничестве в них. Как вы оцените такие обвинения?
═
– ОБСЕ не занимается насаждением цветных революций, и все подобные обвинения в наш адрес не имеют ничего общего с действительностью. Существует распространенное мнение о том, что спровоцировать цветную революцию можно извне. Однако, на мой взгляд, ошибочность такого мнения очевидна, поскольку революции назревают сами внутри страны и не могут происходить в результате внешнего воздействия.