Вопреки расхожему мнению о том, что уход президента Аскара Акаева, вызванный революцией в Киргизии, изначально был инициирован Вашингтоном, развитие событий в этой центральноазиатской стране заставляет предположить, что за изменением ситуации, вполне вероятно, стояли вовсе не США, а Россия или КНР.
Во всяком случае, при президенте Акаеве на киргизской земле появилась американская военная база, присутствие которой было связано с антитеррористической операцией в Афганистане. Говорить о том, что обстановка в Афганистане нормализовалась и «Талибан» полностью разгромлен – не приходится. Напротив, в последнее время там участились случаи нападения на воинские контингенты стран–членов коалиции, активизировался наркотрафик. Тем не менее сразу же после смены власти в Киргизии новый президент Курманбек Бакиев однозначно поддержал рекомендации недавнего саммита ШОС в Астане, в ходе которого Штатам было предложено поскорее «определиться» со сроками вывода своих военных объектов с территории Киргизии и Узбекистана. Об этом он заявил на первой же своей пресс-конференции после победы на выборах в Киргизии. По словам нового киргизского лидера, ситуация в Афганистане стабилизируется: «там прошли президентские выборы, идет подготовка к парламентским, поэтому вполне закономерно возникает вопрос о сроках пребывания на территории Киргизии авиабазы антитеррористической коалиции». При этом Бакиев ясно дал понять, что российскую авиабазу в Канте никто никуда выводить не собирается.
Впрочем, по мнению российских политологов, не стоит всерьез воспринимать первые заявления нового президента. «Они в большей степени являются популистскими и соответствуют завышенным ожиданиям», – считает заведующий отделом международных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. По его мнению, перед руководством Киргизии сегодня стоят более насущные проблемы: сохранить единство страны, обеспечить ответ на реально существующие вызовы ≈ проблемы нищеты и коррупции, узбекского национального меньшинства, исламского фундаментализма на юге республики. «Вот тот круг проблем, о которых надо думать, а не о минимизации американского влияния», – отметил в интервью «НГ» Сергей Маркедонов.
Однако для Вашингтона подобный мессидж не мог остаться незамеченным. Представитель Госдепа Шон Маккормак заявил, что «использование военных баз в этом регионе определено двусторонними соглашениями и является частью усилий по оказанию помощи афганскому народу в строительстве демократии». Во всяком случае, «США будут решать вопросы пребывания американских баз в странах Центральной Азии с этими странами на двусторонней основе», – заявил посол США в РФ Александр Вершбоу. Аккредитованные американские дипломаты в Таджикистане считают вопрос о выводе военных баз из стран Центральной Азии и вовсе преждевременным.
По мнению же Сергея Маркедонова, последние события в Центральной Азии показали, что этот регион нуждается в «региональном полицейском». Мирная фаза цветных революций закончилась, и то она прошла в европейской части СНГ. На Востоке ситуация развивается совершенно по иному сценарию. «Я был бы не против, если бы Россия сыграла роль регионального полицейского. Однако ни по ресурсам, ни по возможностям, ни по политической воле Россия не может одна играть такую роль», – считает российский эксперт. По его мнению, Россия должна объединить усилия с США. Если этого не произойдет, то в Центральной Азии наступит пора китайского доминирования. «Если с американцами мы можем быть младшими партнерами, то с Китаем – только младшими вассалами», – считает Маркедонов.
В любом случае в Центральной Азии должен быть внешний гарант региональной безопасности. Местные режимы слабы и обстановку без внешней поддержки не удержат. А вариант российско-американского сотрудничества более перспективен, чем российско-китайский или китайский в чистом виде.
Второй после Бакиева «сильный человек» киргизской политики Феликс Кулов, вновь назначенный вчера и.о. премьер-министра, попытался рассеять негативное впечатление от слов нового президента, отметив, что о пересмотре отношений между США и странами региона, в частности, участниками ШОС, речи нет. Вопрос лишь в том, чтобы в отношениях было больше определенности. Кроме того, Кулов напомнил, что Киргизия приняла решение о допуске американцев в аэропорт «Манас» лишь после консультаций в рамках ОДКБ и по согласованию с Москвой.