Информационные стенды пользуются в эти дни повышенной популярностью населения, политизированность которого возросла.
Фото Reuters
После победы Курманбека Бакиева на президентских выборах в Киргизии главной интригой в стране стали предстоящие бои за места в кабинете министров и принятие новой Конституции.
Поступающие в ЦИК сообщения о различных нарушениях и давлении на избирателей вряд ли приведут к пересмотру результатов голосования. Поэтому уже в ближайшее время Конституционный суд вынесет свой вердикт и в течение месяца состоится инаугурация Курманбека Бакиева, набравшего 89% голосов, в качестве нового президента Киргизии.
Следующим шагом новой власти станет реализация подписанного меморандума Бакиев–Кулов. Напомним, что тандем Бакиев–Кулов был создан для предотвращения раскола в республике. В интервью «НГ» один из руководителей партии «Моя страна», профессор Зайнидин Курманов рассказал, что, несмотря на возлагаемую надежду на стабильность, со стороны администрации Бакиева проводились неоднократные попытки дискредитации этого тандема. В частности, в прессе, которая в той или иной степени находится под контролем новой администрации, были предприняты попытки травли Кулова, а также делались заявления о том, что меморандум не имеет юридической силы, а его основные положения невыполнимы. Примечательно, что со стороны Феликса Кулова не последовало никаких встречных действий, кроме заявления самого Кулова, что он будет соблюдать все положения меморандума.
Судя по всему, основная интрига будет развиваться в начале августа, когда парламент соберется на внеочередную сессию для утверждения нового кабинета министров. Согласно меморандуму Феликс Кулов становится премьер-министром, и, значит, ему предстоит формировать новое правительство. При этом у оппозиции нет собственных управленческих кадров. Более того, серьезные разногласия между Феликсом Куловым и Курманбеком Бакиевым могут возникнуть из-за того, что будущий премьер может отстранить от должности министров нескольких влиятельных политиков из ближайшего окружения Курманбека Бакиева: вице-премьера Данияра Усенова, Адахана Мадумарова и Розу Отунбаеву.
Поэтому новой власти в любом случае придется опираться на часть «акаевской» команды. «На ту часть, которая политически себя не дискредитировала и не принимала участия в коррупции. А кто не принимал участия в коррупции в Киргизии, это сложный вопрос», – отметил профессор Зайнидин Курманов.
По мнению экспертов, у новой власти возникнут колоссальные проблемы с тем, чтобы найти взаимопонимание друг с другом. Ведь Народное движение Киргизии, пришедшее к власти на волне революции, представляет собой ассорти, состоящее из десятка различных партий, разной политической ориентации. Объединяло их одно желание – сместить Аскара Акаева. Теперь же неминуемо начнется соперничество и конкуренция за власть.
Еще одна интрига заключается в том, что парламенту предстоит принять ранее анонсированные поправки к Конституции. Согласно этим поправкам часть полномочий президента перейдет к премьер-министру и парламенту. Парламент будет не только формировать правительство, но и иметь право отправить его в отставку. Президент лишится права подписи некоторых международных договоров, касающихся финансовых обязательств, а подписываемые президентом указы будут иметь подзаконный характер. У президента также будет ограничено право вносить изменения и дополнения в Конституцию. А вот у премьера полномочия значительно расширятся.
По мнению специалистов, это наиболее стабильная и мягкая форма правления, при которой соблюдаются баланс интересов между президентом, правительством и парламентом. Однако, несмотря на это, уже сейчас со стороны исполнительной власти идет сильное противодействие. Поскольку, подписывая «джентльменское соглашение», Феликс Кулов и Курманбек Бакиев договорились, что премьер-министр будет контролировать экономическую политику страны, а президент – безопасность и внешнюю политику. И до сих пор эта договоренность никак не закреплена законодательно. Поэтому, когда будут приниматься поправки к Конституции, тогда-то в правящей киргизской элите может разгореться новое противостояние.