Президенты России и Узбекистана остались довольны результатами встречи в Ново-Огарево.
Фото Reuters
Узбекистан предоставит свою территорию для дислокации российских военных в случае дестабилизации ситуации в Центральной Азии. Таков основной итог завершившегося вчера визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву.
Встретившись с российским президентом, узбекский лидер прежде всего выразил ему признательность за помощь и поддержку во время трагических событий в Андижане: «Я хочу высказать свое уважение к этому человеку, который имеет высокие личные качества – и как человек, и как президент». «С такими людьми можно ходить в разведку», – отметил Ислам Каримов по завершении переговоров с российским коллегой. Президент Узбекистана не скрывал своего удовлетворения от встречи с высшим российским руководством. Похоже, что он не рассчитывал на столь радушный прием. «Такой открытой, обстоятельной и доверительной беседы у меня еще никогда не было», – сказал на встрече с журналистами узбекский президент.
Визит Ислама Каримова в Москву прошел в полуофициальной обстановке. Владимир Путин встречал своего узбекского коллегу не в Кремле, а на даче в Ново-Огарево. При этом все обошлось без громких политических заявлений и подписания документов.
Но, как удалось узнать «НГ», один особо важный документ стороны все-таки подписали. В ходе встречи Каримова с министром обороны Сергеем Ивановым по инициативе российской стороны обсуждался вопрос размещения собственной военной базы на территории Узбекистана. Москва заинтересована в более тесном военном сотрудничестве с Ташкентом, чем просто оснащение и модернизация оружия и военной техники для Узбекистана. Вопрос российского военного присутствия поставил Ислама Каримова, мягко говоря, в тупик. Он уклонился от прямого ответа, сказав лишь, что Узбекистан пока не готов на постоянное российское военное присутствие. Тем не менее, как сообщил военный источник «НГ», Узбекистан, в случае кризисных ситуаций в Центральной Азии, готов предоставить около 10 аэродромов. Среди них – Чирчик (на границе с Казахстаном), Когайты (Сурхандарьинская область, на границе с Таджикистаном), Бухара, Тузель (под Ташкентом), Фергана, Андижан, Нукус и Ханабад. Вчера стороны должны были подписать об этом соглашение. При этом официальный Ташкент, по некоторым данным, готов пересмотреть 25-летнее соглашение, подписанное с США об использовании военной базы «Ханабад». Тем самым Узбекистан окончательно принял решение о смене внешнеполитического вектора и повернулся в сторону России. Теперь именно Ташкент может стать главным оплотом России в Центральной Азии. К тому же вчера Палата представителей Конгресса США исключила Узбекистан из американской программы «зарубежного военного финансирования». Законопроект поддержали 393 конгрессмена, и 32 голосовали «против». Таеперь Ташкенту придется в основном полагаться на экономическую и военную помощь Москвы.
Кроме того, над Узбекистаном нависла угроза международной изоляции в связи с андижанскими событиями. Ведущие мировые державы пытаются инициировать рассмотрение этого вопроса на заседании Совбеза ООН. И поддержка Москвы оказалась для Ислама Каримова как нельзя кстати. В отличие от Запада, считающего, что беспорядки в Андижане были вызваны социальными причинами, Москва с первых дней заявила о «внешнем факторе» и «происках международного терроризма».
Так, Владимир Путин заявил, что Россия располагала информацией об инфильтрации боевиков из Афганистана на территорию Узбекистана перед событиями в Андижане. «Мы не знаем, насколько эта информация была вовремя доведена до вашего сведения», – подчеркнул Путин на встрече.
Как сказал Каримов, мятеж был подготовлен заранее: «У нас достаточно фактов, которые подтверждают, что эта операция готовилась несколько месяцев, может быть, лет». Более того, у Узбекистана есть доказательства, что боевики, задействованные в Андижане, готовились за пределами страны. Каримов пообещал, что суд над участниками беспорядков будет открытым. Причем представители Конгресса США и правозащитники смогут на нем присутствовать.
Эту же информацию подтвердил вчера на встрече и министр обороны Сергей Иванов: «Мы знали, как готовились эти события, или знали отдельные элементы этого плана». Кроме того, Иванов назвал абсурдными утверждения о том, что в Андижане была расстреляна «мирная демонстрация»: «Мирные граждане в Андижане, которые участвовали в беспорядках, были вооружены не хуже мотострелкового батальона. Они захватили воинскую часть, тюрьму. И это мирная демонстрация?»
На встрече стороны также обсудили ситуацию в Центральной Азии в целом. «Ситуация в этом регионе взрывоопасная», – считает Сергей Иванов. Чтобы эффективно бороться с угрозой терроризма, по его мнению, необходимо всесторонне углублять военное сотрудничество двух стран.