Российские миротворцы еще не знают, что официальный Тбилиси отныне намерен действовать, игнорируя их присутствие.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
Грузинское руководство намерено взять под контроль ситуацию в Южной Осетии. С таким заявлением выступил в Москве на экстренном заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК) грузинский госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Без энтузиазма оценив состоявшуюся в минувшую среду встречу, он заявил, что в Грузии есть возможность проводить «односторонние мероприятия для наведения порядка в зоне конфликта». «Сейчас в регионе очень много вооруженных групп, которые никем не контролируются, и мы настроены решить эту проблему. Мы еще раз дадим шанс нашим коллегам, чтобы довести все вопросы до конца», – сказал Хаиндрава. Но, судя по всему, до взаимопонимания пока далеко.
Досталось от представителя Тбилиси и российским миротворцам. Хаиндрава выразил сомнение в эффективности их дальнейшего пребывания в Южной Осетии. «Если их деятельность не будет оптимизирована, мы поставим вопрос о целесообразности их присутствия в регионе», – заявил он.
Недовольны итогами заседания СКК и представители Цхинвали. По словам сопредседателя комиссии, южноосетинского министра по особым делам Бориса Чочиева, тревогу вызывает то, что грузинская сторона не подписала протокол о взаимодействии правоохранительных органов. «Мы еще два месяца назад передали в СКК проект протокола о взаимодействии правоохранительных органов сторон, но когда дошло до подписания, грузинский представитель заявил, что видит документ впервые и не полномочен его подписывать», – заявил Чочиев журналистам и выразил надежду, что ради стабилизации документ в течение месяца все-таки будет подписан, после чего правоохранительные органы смогут вести совместную борьбу с криминалом.
Московская встреча представителей конфликтующих сторон едва не стала вовсе провальной, если бы в последний момент участники СКК не подписали-таки протокол о создании совместной следственно-оперативной группы по расследованию инцидентов, вызвавших напряженность в регионе. Ситуация в зоне конфликта обострилась после ожесточенной перестрелки у грузинского села Тамарашени, когда погибли один грузинский полицейский и четыре осетина, которых в Тбилиси склонны считать участниками незаконных вооруженных формирований, а в Цхинвали – служащими ВС Южной Осетии. Осетинская сторона ответила похищением трех грузин. Причем, по некоторым сведениям, за этим похищением стоит сын одного из погибших в перестрелке у Тамарашени, что не может не вызывать особенную тревогу: месть на Кавказе способна на длительное время привести к совершенно неуправляемым процессам.
То, что процесс грузино-южноосетинского урегулирования зашел в тупик, доказывает и отказ Цхинвали участвовать в конференции в Батуми, посвященной этой проблеме. Министр иностранных дел самопровозглашенной республики Мурад Джиоев, объясняя причины отказа, заявил: «О батумской конференции мы узнали из сообщений СМИ, никто к нам официально не обращался. Южная Осетия всегда выступала исключительно за мирное разрешение всех существующих противоречий за столом переговоров. Однако очевидно, что конференция, о которой идет речь, – часть инициатив президента Грузии, рассчитанная прежде всего на аудиторию западных опекунов Грузии». Одновременно он сообщил о другом мероприятии, в котором готовится принять участие, – о встрече министров иностранных дел самопровозглашенных республик Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха. «Президент Южной Осетии сообщил, что ожидается проведение встречи президентов четырех республик, и в ее рамках состоится встреча министров иностранных дел», – сказал Мурад Джиоев, но не уточнил ни даты, ни места встречи. Все, по его словам, находится в стадии согласования.
═
Тбилиси