Тбилиси и Сухуми сделали важный шаг на пути к мирному урегулированию отношений. Вчера в Москве при посредничестве России и ООН состоялась очередная грузино-абхазская встреча, на которой одной из главных стала тема восстановления разрушенного в ходе войны 1992–1993 годов абхазского участка железной дороги. Встреча проходила в рамках реализации Сочинских договоренностей 2003 года президентов России и Грузии Владимира Путина и Михаила Саакашвили. По мнению экспертов, восстановление сквозного железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси через территорию Абхазии может стать реальным шагом на пути к полномасштабному урегулированию грузино-абхазского конфликта в целом.
Примечательно, что эта проблема оказалась в центре внимания сразу в двух столицах: параллельно с московской встречей перспективы и конкретные планы реабилитации абхазского участка железной дороги обсуждались на этой неделе и в Тбилиси – в рамках 41-го заседания Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. По итогам состоявшейся в рамках этого мероприятия встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили возглавлявший российскую делегацию теперь уже бывший глава ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев особо отметил, что Москва «приложит все усилия для реабилитации абхазского участка железной дороги». Готовность подключиться к реализации этого проекта выразил и принимавший участие в тбилисской встрече гендиректор ЗАО «Армянская железная дорога» Арарат Хримян. Как известно, прекращение движения поездов через Абхазию ударило и по Армении – она оказалась в фактической транспортной блокаде. А посему, заявил в Тбилиси глава армянского железнодорожного ведомства, если между Россией и Грузией на государственном уровне будет принято окончательное решение о восстановлении железнодорожного сообщения на маршруте Сочи–Тбилиси, то Армения готова подключиться к этому проекту, а значит, и к мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта.
Более предметно вопрос о реабилитации абхазского участка обсуждался в Москве. Никаких официальных документов по итогам встречи подписано не было, однако стороны пришли к джентльменскому соглашению, смысл которого сводится к тому, что ни Тбилиси, ни Сухуми не будут препятствовать реализации проекта.
На заседании трехсторонней рабочей группы были обсуждены вопросы, связанные с практическим обследованием разрушенного участка железнодорожного полотна, обеспечением безопасности при проведении работ, а также с определением хотя бы ориентировочной их стоимости. По словам главы российского Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаила Акулова, возобновление сквозного железнодорожного сообщения по абхазскому участку позволит возродить мощный железнодорожный коридор, существовавший между Россией и Грузией до начала 90-х годов.
В свою очередь, вице-премьер Абхазии Леонид Лакербая сообщил, что на абхазском участке восстановлению подлежат 93 км дороги, обследованием которых и необходимо вплотную заняться уже сейчас. Лакербая особо отметил, что на московской встрече «Абхазия была воспринята как полноправный участник переговоров». В то же время он напомнил, что абхазский участок дороги контролируется властями непризнанной республики и его безопасность может быть обеспечена только с их помощью и согласия.
И абхазская, и грузинская стороны не отрицали, что для того, чтобы встретиться в Москве в трехстороннем формате, им пришлось преодолеть массу противоречий и недоговоренностей, что еще больше вопросов и недоразумений нужно будет снять перед началом восстановительных работ.
Однако обе стороны готовы идти на уступки. Как заявил «НГ» госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, «в сложившейся ситуации Грузия готова идти на уступки и находить выходы даже там, где их не видно, и это самое главное». По его словам, вслед за решением экономических вопросов придет время и для снятия политических проблем, существующих между Тбилиси и Сухуми. «Грузия сейчас готова предоставить Абхазии такой уровень автономии, о котором раньше и речи не могло быть. Ведь сейчас в грузинском обществе обсуждается вопрос не только унитарного, но даже и федеративного устройства Грузии», – сказал Хаиндрава «НГ». Представитель Грузии считает, что железная дорога – один из главных шагов к урегулированию конфликта с Абхазией. «С возрождением железнодорожного сообщения у людей появится возможность ездить друг к другу, общаться, находить точки соприкосновения для налаживания отношений. В общем, мы исходим из того, что в основе урегулирования грузино-абхазского конфликта лежат экономические проекты».
Что касается финансовой составляющей, то, по словам Хаиндравы, ориентировочная стоимость проекта составит около 70 млн. долл. При этом он не исключил, что в финансировании восстановительных работ кроме России и Грузии могут принять участие Армения, Азербайджан, Турция, а также некие «новые участники». Все дело в том, отметил грузинский госминистр, что с возрождением абхазского участка Грузинской железной дороги открывается возможность взаимовыгодного объединения железнодорожного сообщения между многими странами.
Следующее заседание рабочей группы запланировано на 1 июля в офисе спецпредставителя генсека ООН в Гальском районе. Ожидается, что на нем эксперты трех стран согласуют график обследования железной дороги, а также решат вопросы обеспечения безопасности для участников проекта. Также планируется определить окончательную смету расходов на проведение работ. Если абхазской и грузинской сторонам удастся наладить эффективные рабочие отношения, можно надеяться, что уже до конца этого года специалисты приступят непосредственно к восстановительным работам.