Президент Грузии напомнил Западу о необходимости более активной поддержки новых демократий.
Фото Reuters
Михаил Саакашвили не исключает своего досрочного ухода с президентского поста. Катализатором отставки, признал он, может стать недовольство населения Грузии реформами нового правительства, в том числе и «шоковой терапией». Поводом для такого заявления грузинского президента, по мнению аналитиков, стали беспрецедентное падение его рейтинга, а также экономическая и социальная напряженность в стране. В этой связи Михаил Саакашвили обратился к Западу за политической и экономической поддержкой. В ответ на этот призыв в Тбилиси приехал крупнейший финансист Джордж Сорос, чья оценка инвестиционной привлекательности Грузии должна стать решающей в отношении к этой стране западных инвесторов.
Пессимистичные настроения грузинского президента отражены в его статье «Пять ключевых принципов для реформаторов всего мира», опубликованной на днях в британской газете The Financial Times. В ней Саакашвили объясняет пользу проводимых им реформ в долгосрочной перспективе, а также резюмирует ключевые, на его взгляд, принципы реформаторства в современном мире. Однако главное, что привлекло интерес аналитиков, это фраза Саакашвили о том, что «реформаторам следует примириться с тем, что рано или поздно избиратели будут в них разочарованы и им придется по воле народа покинуть свои посты». Эти-то слова многие и расценили как намек автора на собственные политические перспективы. Тем самым молодой президент Грузии впервые за неполные полтора года своего правления допустил возможность проигрыша на выборах или даже добровольной отставки.
Действительно, за последнее время позиции Саакашвили сильно пошатнулись. Разочарованных его правлением в Грузии становится все больше. Согласно данным грузинского социологического фонда «Горби», с 82% в начале года президентский рейтинг опустился до 60%, а рейтинг правящего «Единого национального движения» – с 64 до 28%. Впрочем, судя по всему, грузинский лидер к такой коллизии был вполне готов. Еще в январе в своем интервью «НГ» Михаил Саакашвили заявил: «Я готов к тому, что, став президентом, теперь буду терять популярность. Это удел практически всех политиков, пришедших к власти на волне чуть ли не стопроцентного доверия электората. С каждым днем разочаровывающихся будет больше, количество недовольных будет расти, что, естественно, отразится на рейтинге в сторону его понижения».
По оценкам наблюдателей, основной опасностью для Саакашвили могут стать тяжелые социально-экономические условия. В этом направлении новым властям Грузии удалось немного. Они сумели наладить своевременные выплаты бюджетникам и пенсионерам, повысить пенсионный минимум вдвое – с 14 до 28 лари (15 долл.), однако не смогли сдержать тотальный рост цен, поэтому увеличение пенсий в лучшем случае позволило слабо защищенным слоям хоть как-то выживать, но не более. Еще сложнее ситуация с бюджетниками: их зарплата в среднем увеличилась до 115 лари (около 70 долл.), однако повышение зарплат стало возможно во многом благодаря массовым сокращениям. Армия безработных после революции роз заметно увеличилась. Согласно данным Государственного департамента статистики, уровень безработицы в Грузии достиг почти 20%. Но, как признался собеседник «НГ» в Госстате, это не совсем реальный показатель, поскольку на бирже труда безработные регистрируются в самом крайнем случае, считая эту процедуру для себя унизительной. Другой показатель – почти 8,5-процентный подъем экономики – тоже носит в известной степени условный характер и вызван не развитием промышленности или всплеском в сельском хозяйстве, а главным образом легализацией теневой экономики.
Еще одна важная причина снижения популярности нынешних властей – явная стагнация переговорных процессов в Абхазии и Южной Осетии. Громогласные обещания восстановить территориальную целостность пока остаются лишь обещаниями. Диалог с Сухуми не клеится вовсе, а регулярные встречи с представителями цхинвальского правительства позволяют постепенно снижать напряженность после неудачной попытки Тбилиси наскоком разрешить южноосетинскую проблему летом прошлого года.
Ведущий эксперт Кавказского института мира, развития и демократии Паата Закареишвили расценивает рассуждения Саакашвили в The Financial Times как очередной удачный ход президента, рассчитанный на зарубежную аудиторию. «На Западе Саакашвили предстает одним президентом, а внутри Грузии – другим. Его добровольную преждевременную отставку сейчас не представить даже во сне, настолько он убежден в собственной непогрешимости. И предпосылок для этого сейчас нет. Популярность его по-прежнему высока, несмотря на колоссальные внутренние проблемы. Но в Грузии пока не созрела так называемая критическая масса недовольных слоев, способная породить серьезную оппозицию, которая может бросить вызов властям. Она не появится сразу, в одночасье, если, конечно, президент сам не наломает дров – скажем, полезет воевать в Абхазию или снова в Южную Осетию, либо не произойдет какое-то значительное событие, способное вызвать мощный общественный взрыв», – сказал «НГ» Закареишвили.
В то же время российский политолог, руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин, считает, что статья Саакашвили в британской газете – это прежде всего обращение к Западу за политической и экономической поддержкой. «Экономику Грузии поднять практически невозможно, частный бизнес не верит президенту, а крупные промышленные группы пытаются сделать его зависимым. Кроме того, реальные поступки Саакашвили не всегда умны: он ухудшил отношения с Россией и вызывает пока еще мягкую укоризну со стороны США, имидж грузинского президента на Западе падает. Поэтому статья направлена прежде всего на исправление его имиджа и уверения в том, что грузинское руководство придерживается демократических принципов», – сказал «НГ» политолог.
Ход грузинского президента оказался результативным: в Тбилиси прилетел Джордж Сорос, гранты которого в свое время в значительной мере помогли Саакашвили и многим нынешним грузинским руководителям пробиться в большую политику.
═
Тбилиси–Москва