Четвертый день мир взирает на методичное истребление мирных граждан Узбекистана их собственным правительством, смиряясь с устанавленной режимом президента Ислама Каримова информационной блокадой и как бы принимая на веру примитивную ложь о развитии событий, последствия которых для всей Центральной Азии могут оказаться катастрофическими. С осуждением действий узбекских властей выступили лишь правительства нескольких стран ЕС и представитель Еврокомиссии, тогда как США выразили «озабоченность вспышкой насилия» в стране, в особенности «со стороны членов террористических организаций, освобожденных из заключения», а Россия прямо осудила «вылазку экстремистов, которые для достижения своих политических целей используют силовые, неконституционные средства». Европейцев и американцев в этой ситуации можно понять: первые следуют своей идеалистической политике, основанной на ненасилии и уважении к правам человека; вторые удовлетворены сотрудничеством с узбекским руководством, предоставившим им форпосты для военных операций в этой ключевой точке мира.
Гораздо сложнее понять узбекских и российских руководителей. Конечно, в Узбекистане действуют многочисленные исламские группировки, часть из которых ставит целью свержение режима. Надо иметь крайне примитивное мышление, чтобы надеяться на то, что в бедной исламской стране, к тому же год от года нищающей, не появится подобных организаций. И вряд ли эти организации изберут иную, нежели террористическую, тактику, если все каналы политического самовыражения полностью перекрыты. Верхом политической недальновидности выглядит применение вооруженных сил против беззащитных граждан – хотя бы потому, что солдаты (в отличие от властей) не так уж далеки от своего народа, чтобы на каком-то этапе не усомниться в необходимости подчинения властям.
Президент Каримов занимается тупым самообманом, уверяя, что ситуация в стране нормализуется. Как показывает практика не только недавних революций, но и других стихийных выступлений, свержение власти происходит за один-два дня только в случае, если оно производится по заранее разработанному плану. Однако ни в Грузии и Киргизии, ни в Узбекистане у «оппозиции» нет плана действий. Более того, в Узбекистане нет и самой оппозиции. Есть лишь группа лиц (прежде всего родственники узников нынешнего режима и те, кто пострадал от него), возмущение которых было немедленно поддержано населением. В такой ситуации события нарастают как снежный ком. В Грузии от фальсифицированных выборов в парламент до прихода оппозиции к власти прошло около месяца; в Киргизии – более трех недель; поэтому основные узбекские события, как я полагаю, еще впереди. Увы, они обещают быть еще более кровавыми и жестокими.
Хотя тупость узбекского лидера отчасти оправдывается отсутствием у него путей к отступлению – они давно сожжены, как разрушены мосты на границах с Киргизией. Гораздо более впечатляет примитивизм мышления российской политики (которому, казалось бы, уже надо перестать удивляться). Разумеется, сразу было сказано, что вылазку устроили террористы. Затем, что «в канун событий в Андижане на стыке границ Киргизии, Узбекистана и Таджикистана сконцентрировалось большое количество боевиков, в том числе исламисты-радикалы и афганские талибы». Но эта точка отстоит от границ Афганистана на несколько сот километров – тем самым Москва признает собственную неспособность контролировать территорию Таджикистана, да еще и перекладывает ответственность на новые власти Киргизии. Но важно даже не это – сегодня неуклюжая ложь уже стала почерком Москвы, – а то, что Москва раз за разом расписываются в неготовности и неспособности к любым действиям на опережение. И узбекский пример – наглядное тому подтверждение.
Россия уже проиграла Грузию, Украину и Киргизию. Устранение белорусского режима заявлено американцами как цель – и вряд ли Москва сможет этому помешать. Россия ныне менее демократична, чем страны Балтии, Украина и Грузия. Единственные, для кого относительно либеральный режим России остается привлекательным, – это терроризируемые собственными властями среднеазиатские республики. Не случайно участники андижанского восстания обратились к президенту Путину с просьбой о посредничестве. И то, что эта просьба не была удовлетворена (а по сути, даже не услышана), – грубейшая ошибка.
Случай, представившийся в лице отчаявшихся узбеков давал президенту России уникальный шанс. Мог ли президент Каримов отказать Путину стать посредником в переговорах, которые еще в пятницу могли бы быть организованы, скажем, на узбекско-киргизской границе? Если бы даже и воспротивился, согласился бы после звонка из Вашингтона, который вполне можно было бы организовать. Всего несколько дней назад Владимир Владимирович назвал «крушение Советского Союза крупнейшей геополитической катастрофой [XX] века»; но разве можно называть катастрофой распад страны и не считать таковой массовое убийство тех, кто всего пятнадцать лет назад были ее гражданами?! Разве можно день ото дня «озабочиваться» ослаблением позиций России в Средней Азии, но не делать ничего, чтобы попытаться их восстановить? Почему не вмешаться в дела региона, который жизненно важен для нашей страны? Не разглагольствовать об «ударах по базам террористов, где бы они ни располагались», а не допустить появления этих баз – неизбежного в случае сохранения антинародного узбекского режима? Никто в мире не осудил бы российского президента, проведи он прошедший уикенд с миротворческой миссией в регионе. Но из-за очередного приступа нерешительности российской власти время упущено. Когда противники нынешнего режима войдут в Ташкент, в Москву никто не позвонит. Потому что вчера в Андижане похоронили если и не тех, кто пытался докричаться из узбекской глубинки до российского президента, то уж точно – любые их надежды на Россию.