К нормальной жизни Андижан вернется не скоро.
Фото Reuters
Ситуация в Андижане и после кровавых событий пятницы–субботы по-прежнему остается крайне напряженной. Центр города вчера был плотно блокирован армейскими патрулями. Центральная площадь перед обладминистрацией и главная улица – проспект Навои оцеплены автоматчиками в полной боевой экипировке и бронемашинами.
Вчера в Андижане продолжались похороны жертв столкновений демонстрантов с правительственными войсками. Андижанцы копали могилы прямо в городских парках и скверах, чтобы предать земле тела тех людей, за которыми так и не пришли родственники. Со ссылкой на очевидцев западные издания сообщали, что погибших в ходе массовых зачисток горожан свозили в основном во двор 15-й андижанской средней школы, в городскую больницу и в одну из центральных поликлиник.
Между тем официальная информация о числе жертв андижанских событий по-прежнему крайне скупа. Ислам Каримов на пресс-конференции в субботу сообщил лишь о десяти погибших сотрудниках милиции, вскользь бросив, что «со стороны преступников жертв намного больше». По данным западных СМИ, за два дня убиты около 500 человек, еще около 2 тысяч получили ранения. Однако даже эта цифра может оказаться не окончательной: есть информация, что солдаты узбекской армии регулярно увозят куда-то для захоронения тела погибших на армейских грузовиках.
Любопытно, что на той же пресс-конференции президент Каримов отверг свою личную причастность к кровавым событиям в Андижане. По словам президента, никто не отдавал приказа солдатам открывать огонь по толпе демонстрантов в Андижане. В то же время Каримов заявил, что за событиями в Ферганской долине стояла организация «Акрамия», которая является подразделением радикальной исламистской группировки «Хизб ут-Тахрир».
По данным «НГ», сейчас ситуацию в Андижане и других городах Ферганской долины контролируют войска Восточного военного округа Минобороны Узбекистана (штаб в Фергане), а также спецподразделения внутренних войск и СНБ страны. В зоне конфликта находится министр обороны страны Кадыр Гулямов, и именно он руководит действиями всех войск.
═
Конфликт перекинулся на другие города
═
Жестко подавив волнения в Андижане, власти Узбекистана, видимо, все-таки поторопились с заявлениями о том, что ситуация в республике нормализовалась. Узбекские правозащитные организации утверждают, что в ночь на воскресенье попытки организовать антиправительственные выступления были предприняты в ряде других районов Ферганской долины.
Крайне напряженная ситуация складывается в пограничном с Киргизией узбекском городе Ильичевск, куда еще в субботу хлынул основной поток беженцев из Андижана и близлежащих населенных пунктов. Не обошлось без эксцессов: в ходе стихийно вспыхнувших столкновений беженцев с силами правопорядка там сожжены несколько административных зданий, в том числе городские прокуратура и милиция. Еще с субботы власти Узбекистана стянули к Ильичевску армейские подразделения, над городом постоянно барражировали вертолеты. Войска ждали приказа о начале штурма, однако на очередное применение силы узбекские власти пока не решились. По последним данным, на этом участке границы с Киргизией вчера скопилось около 6 тыс. человек, которые по кое-как восстановленному мосту через речку Шахрихансай пытались перебраться на киргизскую территорию. За два дня на сопредельную территорию сумели перебраться более 500 узбекских беженцев. По договоренности с узбекской стороной, в течение пяти дней начиная с воскресенья здесь будет осуществляться организованный пропуск граждан Узбекистана на киргизскую территорию. Как уточняют киргизские правоохранительные органы, пропуск узбекских беженцев будет осуществляться исключительно при наличии паспорта и тщательном досмотре на предмет наличия оружия, наркотических или взрывчатых веществ и при условии, что с узбекской стороны также будет установлен пост для пропуска и проверки документов лиц, желающих попасть на территорию Киргизии.
═
Очередная цветная революция или вылазка исламистов?
═
По мнению президента Международного центра стратегических и политических исследований Виталия Наумкина, события в Андижане были предсказуемыми. По его словам, сегодня достаточно сложно провести четкий водораздел между радикальными исламистскими настроениями и недовольством народных масс. Узбекистан же на протяжении последнего десятилетия является центром социальной напряженности, политического противостояния и одновременно сферой деятельности исламских радикалов. «При этом, – сказал Виталий Наумкин, – внутриполитическая ситуация в Узбекистане сложилась таким образом, что кроме исламистов другой оппозиции режиму президента Каримова здесь не осталось. И люди, вышедшие на антиправительственный митинг, естественно, были вдохновлены их идеями».
В свою очередь, научный сотрудник Института Европы Дмитрий Фурман отмечает, что события в Узбекистане «кардинально отличаются от недавней революции в соседней Киргизии, где при президенте Акаеве существовала нормальная светская оппозиция». «Именно поэтому с режимом Акаева удалось покончить достаточно мягко», – сказал «НГ» Дмитрий Фурман.
Чем закончится «андижанский бунт» для узбекских властей, сейчас можно лишь гадать. Ясно одно, что готовность Ислама Каримова «идти до конца», безжалостно подавлять народные выступления может на этом этапе принести ему кое-какие дивиденды. По мнению Виталия Наумкина, «у Каримова есть шанс вернуть ситуацию в прежнее русло и не допустить разрастания исламистского движения». «Но это только в краткосрочной перспективе, поскольку у официального Ташкента нет не только методов решения, но и четкого видения все более обостряющихся социальных проблем», – сказал он «НГ».
Трудно предположить, что Ислам Каримов в итоге пойдет на диалог с исламскими экстремистами. Скорее всего, считает президент Московского центра изучения публичного права Аджар Куртов, узбекский лидер «сделает все, чтобы восстановить порядок». «Тем более что ни Россия, ни США не заинтересованы в том, чтобы перемены в Узбекистане происходили под зеленым знаменем радикального ислама», – сказал Куртов.
Вместе с тем события в Узбекистане могут развиваться и по несколько иному варианту. Некоторые аналитики считают, что в окружении Ислама Каримова есть влиятельные чиновники, которые скрыто работают против президента. По некоторым данным, в течение последнего года они активно контактировали с противниками режима, в том числе и с представителями исламистского подполья, даже оказывали им финансовую и иную поддержку. Можно предположить, что при определенных условиях, например, после какого-либо нового мятежа эти люди попытаются совершить «верхушечный переворот» и отстранить Каримова от власти под предлогом того, что «народ против».