Президент Саакашвили твердо решил выдавить чужие военные базы с грузинской территории.
Фото Reuters
В ближайшее воскресенье дислоцирующиеся в Грузии две российские военные базы – Ахалкалакская и Батумская – будут объявлены вне закона. О реальности такого шага официального Тбилиси вчера сообщила журналистам председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе. По ее словам, власти Грузии намерены с 15 мая ввести в действие принятое в марте специальное постановление республиканского парламента, в котором дальнейшее российское военное присутствие на грузинской территории в одностороннем порядке объявляется незаконным. Помешать реализации документа может одно: если к 15 мая на грузино-российских переговорах о согласовании сроков вывода баз стороны достигнут взаимоприемлемых договоренностей. Однако в реальность такого варианта в Тбилиси уже не верят. Это подтвердила и Нино Бурджанадзе. «Хочу надеяться, что российская сторона выступит с конкретными предложениями, хотя никаких реальных шансов до 15 мая уже не осталось», – сказала она.
Без воды и света
Меры же парламентом предписаны крайне жесткие. В частности, МИД Грузии поручается приостановить выдачу российским военным грузинских въездных виз. Минфину поручено установить масштабы финансовой задолженности российских военных грузинскому бюджету и оценить эту задолженность в качестве российского госдолга Грузии. Министерства обороны и внутренних дел должны разработать специальный режим передвижения российской военной техники, военных грузов и российских военнослужащих по территории Грузии, а также установить контроль над его выполнением. МВД и Генпрокуратуре поручено изучить все факты нарушения грузинского законодательства российскими военнослужащими и провести соответствующее правовое реагирование. Министерству охраны окружающей среды поручено установить масштабы ущерба, нанесенного военными учениями на полигонах в Грузии. Для Ахалкалакской и Батумской баз вводится запрет на какие-либо учения и маневры.
«Но и это не все. Мы создадим коммуникационные проблемы – российские военные объекты будут отключены от электро- и водоснабжения. Любые передвижения российских военных, имеется в виду передвижение не в частном порядке, будет жестко контролироваться – без согласования с Министерством внутренних дел Грузии это станет невозможным. Вряд ли в таких условиях россиянам понравится и дальше находиться в нашей стране», – заявил «НГ» заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Давид Киркитадзе. По его словам, грузинская сторона «не требует чего-то сверхъестественного», а добивается лишь обозначения Москвой конкретных реальных дат начала и конца вывода обеих военных баз и дальнейших практических действий российской стороны. «Каждый раз на эти конкретные вопросы мы получаем более чем расплывчатые ответы», – сказал парламентарий.
Впрочем, никаких заградительных кордонов вокруг российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки грузинская сторона выставлять не намерена. «Речь идет лишь об осложнении условий их пребывания на нашей территории. Этим будут заниматься соответствующие грузинские министерства. Но никаких кордонов вокруг российских баз выставлять не планируется», ≈ сказал Давид Киркитадзе «НГ».
Переговоры без подвижек
Состоявшиеся в конце апреля в Москве, казалось бы, успешные для Грузии переговоры министров иностранных дел Саломэ Зурабишвили и Сергея Лаврова в итоге оказались безрезультатными. Не удалось министрам договориться и на последней, майской встрече. Кстати, на одном из ближайших пленарных заседаний парламент Грузии намерен заслушать отчет Саломэ Зурабишвили о причинах провала московских переговоров. Но похоже, что выступление министра будет уже пустой формальностью – заработает упоминавшееся постановление, и сами причины провала переговоров вряд ли будут интересовать депутатов.
Жесткая позиция, занятая официальным Тбилиси, несколько удивляет, если брать во внимание мнение президента США Джорджа Буша, высказанное им в ходе визита в Грузию несколько дней назад. Тогда, говоря о российском военном присутствии, американский президент порекомендовал Михаилу Саакашвили решать проблему путем переговоров, нахождением взаимоприемлемого компромиссного решения. Многие в Тбилиси расценили это как указание не обострять лишний раз отношения с Москвой. Однако грузинские власти, похоже, видят ситуацию иначе. В частности, президент Саакашвили в интервью газете «Монд» 10 мая заявил: «По причинам, которые мне неизвестны, после того как был достигнут прогресс в дискуссиях с российской стороной, движение вперед приостановилось». Саакашвили в связи с этим напомнил, что «для вывода сирийских войск из Ливана потребовалось всего две недели, тогда как число сирийских солдат в четыре раза превышало российский контингент», находящийся сейчас в Грузии.
Цена вопроса
Новую позицию Москвы в вопросе вывода военных баз озвучил в среду из Брюсселя начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. «Россия будет готова вывести свои базы из Грузии в течение четырех лет после подписания соответствующего соглашения с Грузией», – заявил он журналистам в бельгийской столице. По его словам, Тбилиси настаивает на том, чтобы базы были выведены до середины 2007 года, но на сегодняшний день необходимых для этого 300 млн. долл. в бюджете Минобороны РФ нет. В МИД РФ прокомментировать для «НГ» происходящие вокруг российских баз в Грузии события отказались. Было заявлено, что в настоящее время активно ведутся переговоры по данному вопросу и что-то говорить о реальных сроках и условиях вывода российских военных из Грузии можно будет только по их завершении.
Настораживает в этой ситуации то, что конкретика российской стороны начинается и заканчивается словами генерала Балуевского. Реального плана действий ни у Минобороны, ни у российского Генштаба, похоже, нет. Не случайно в пресс-службе МО РФ говорить с «НГ» на эту тему вообще отказались. Между тем отсутствие какого-либо, а тем более внятного плана делает позицию России на переговорах с Грузией беспомощной: обсуждать ведь, по сути, нечего – ни по срокам, ни по графикам вывода Ахалкалакской и Батумской баз. О том, что такого плана у МО РФ нет, можно судить по тому, что тот же начальник российского Генштаба Балуевский лишь недавно согласился на 4-летний срок вывода баз из Грузии, что еще в марте он настаивал сначала на 11-летнем, затем на 8-летнем сроке. По опыту вывода советских войск из стран Восточной Европы подобные планы разрабатываются Генштабом только на основе межправительственных соглашений. Сейчас такой основы нет, как нет и политического решения Кремля на вывод баз из Грузии.
Офицеры ждут не дождутся отъезда
В такой ситуации российским военным остается лишь сокрушаться по поводу жесткости позиции грузинских властей. И они, конечно, сокрушаются. И.о. командующего Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) полковник Сергей Дубровин заявил по телефону «НГ» из Тбилиси, что за 30 лет службы он впервые слышит о том, что страна, на территории которой расположены иностранные базы, собирается предпринимать столь нецивилизованные меры для их выдавливания. На вопрос «НГ», какие меры собирается предпринимать руководство двух расположенных в Грузии российских баз, если в Тбилиси, Ахалкалаки и Батуми их лишат коммунальных услуг, Дубровин сказал, что «соответствующие меры выработаны», но какие именно – уточнять не стал. «Давайте пока считать это нашим внутренним делом, – сказал полковник. – Тем более что преждевременно говорить о том, как будут развиваться события».
Корреспонденту «НГ» удалось также дозвониться до штаба 12-й базы в Батуми. Ее командир полковник Анатолий Данилов вчера был в командировке в Ростове-на-Дону. Моральную атмосферу вокруг базы передала его жена Ирина Иосифовна (она живет при штабе). По ее словам, отрицательного отношения к себе жены российских военнослужащих со стороны местного населения не ощущают. Однако заявления, подобные тому, что делает Бурджанадзе, несомненно накладывают «нервный отпечаток». «У меня одно желание, – сказала женщина, – скорей бы мы смогли уехать отсюда».
Между тем сами российские военные сомневаются в том, что быстро вывести базы из Грузии сложно. «Все заявления Генштаба о необходимых сроках вывода и громадных расходах, составляющих 300 млн. долл., – не более чем обыкновенная глупость. На то, чтобы вывезти несколько сот офицеров, таких денег просто не нужно, и вряд ли кто-то их считал», – сказал «НГ» пожелавший остаться неназванным российский военный эксперт. По мнению специалиста, вывозить из Грузии устаревшую технику вообще нецелесообразно. «Ее проще просто сдать на переплавку под гарантии ее действительного уничтожения», – заявил эксперт. Да и проблема обеспечения уходящих из Грузии офицеров жильем надуманна. «У МО в распоряжении находится 700 тыс. квартир, и Сергею Иванову надо просто засучить рукава и выяснить, кто действительно их занимает. Я думаю, что если бы он хотел это сделать, то нашлось бы не несколько сотен, а несколько сотен тысяч искомых пристанищ для офицеров», – подчеркнул эксперт.
Тбилиси–Москва
Базы Минобороны РФ в Грузии
Группировка российских войск в Грузии насчитывает 3 тыс. человек и дислоцируется на двух военных базах: 12-й в Батуми (Аджария) и 62-й в Ахалкалаки (Джавахетия). В соответствии со Стамбульскими договоренностями количество тяжелых вооружений на обеих базах составляет 152 танка, 241 боевую бронированную машину и 140 артиллерийских систем. Имеется большое число грузовых и специальных машин, а также различное оборудование, техника и боеприпасы. В 2000 году из Ахалкалаки уже вывели 76 единиц боевой техники, в основном БМП, на российскую военную базу в Гюмри (Армения).
Российские военные базы в Грузии были сформированы в середине 90-х годов на основе дислоцировавшихся в Ахалкалаки и Батуми мотострелковых дивизий. В настоящее время 12-я батумская база состоит из четырех отдельных батальонов и одного линейного (антитеррористический вариант). На базе служат 150 российских офицеров и 2000 контрактников, из них 41% - местные жители.
Большинство военнослужащих 62-й ахалкалакской военной базы – армяне, которые приняли российское гражданство. На российской военной базе работает около 15% (2 тыс. человек) всего городского населения. Сейчас контрактники из числа ахалкалакцев получают в месяц до 250 долл. при средней зарплате в Грузии 50–60 долл.
Планировалось, что выводимые из Грузии войска, вооружения, техника и имущество будут использованы для создания двух горно-стрелковых бригад на территории Северо-Кавказского военного округа. Бригады должны будут формироваться в населенных пунктах Ботлих (Дагестан) и станице Зеленчукская (Карачаево-Черкесия) в течение нескольких лет, поскольку для них необходимо создать соответствующую инфраструктуру.