В подмосковном Волоколамске задержана оппозиционная казахстанская журналистка, главный редактор еженедельника «Республика. Деловое обозрение» Ирина Петрушова – один из известнейших казахстанских оппозиционных журналистов. С 1998 года Петрушова является главным редактором популярного в стране еженедельника, выходившего ранее под именем «Республика». После закрытия в 2002 году издание выходило то под одним, то под другим именем: «Деловое обозрение «Республика», «Экономика. Финансы. Рынки», «Ассанди-Таймс». В настоящее время выходит под названием «Республика. Деловое обозрение».
Арест оппозиционной журналистки – свидетельство усиливающегося давления назарбаевского режима на свободную прессу. Как уже писала «НГ», в стране почти не осталось независимых изданий, а в правительстве сейчас рассматриваются поправки в законодательство по вопросам нацбезопасности, которые позволят прокуратуре закрыть практически любое СМИ.
Ирину Петрушову задержали в минувшую субботу в помещении паспортного стола Волоколамского РУВД. Оттуда ее доставили в дежурную часть РУВД, где обыскали и поместили в камеру временного содержания. В беседе с корреспондентом «НГ» заместитель начальника РУВД Александр Журбин отказался давать какие либо комментарии относительно задержания Ирины Петрушовой, порекомендовав обратиться к адвокату.
По словам адвоката задержанной Владимира Бичутских, к Петрушовой его не допустили, и только после того, как он собрался писать жалобы о нарушении прав задержанной, ему позволили встречу с подзащитной. По его словам, Ирина Петрушова является гражданкой России и в соответствии с российским законодательством и международными договорами не может быть выдана другому государству.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «НГ» брат журналистки Александр Петрушов, его сестра «арестована по запросу властей Казахстана», причем обвинения, которые содержатся, по его информации, в этом запросе, он назвал «сфальсифицированными». Как выяснила «НГ», в июле 2002 года Петрушова была осуждена в Казахстане на 1,5 года лишения свободы. Суть обвинения состоит в том, что Петрушова, являясь гражданкой России, с октября 1998-го по январь 2002 года осуществляла предпринимательскую деятельность в Казахстане без лицензии, разрешающей привлечение иностранной рабочей силы». То есть она не заключила договор с самой собой, как с гражданкой РФ. Суд счел, что обвинения верны, и осудил журналиста, правда, тут же амнистировав.В 2003-м органы внутренних дел и финансовая полиция Казахстана возбудили против «несговорчивого редактора» еще три уголовных дела: по обвинению в неисполнении решений суда и в уклонении от налогообложения.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «НГ» супруг Ирины Муратбек Кетебаев, «она не прекратила своей оппозиционную деятельности, и старое дело достали снова, но на этот раз ее обвинили в неуплате налогов. Никакой неуплаты там нет, следствие попросту манипулирует цифрами и откровенно фальсифицирует данные проверок. Почему столько лет дело не направляют в Россию? Да потому, что тут оно просто развалится».
Петрушова после многочисленных угроз – от настойчивых просьб «замолчать» до угрозы физической расправы – уехала из Казахстана и продолжала руководить редакцией заочно, из России. По словам брата, «Ирина была вынуждена покинуть Казахстан из-за угрозы жизни. Неизвестные подожгли редакцию еженедельника и повесили на окно обезглавленный труп собаки. Позднее Ирине прислали похоронный венок с надписью «От почитателей таланта». А потом против нее возбудили уголовное дело и объявили в международный розыск по странам СНГ».
Ирина, по словам ее брата, с 2002 года зарегистрирована в Волоколамском районе. В связи с истечением срока действия заграничного паспорта она сдала документы на получение нового. Когда Ирина пришла его получить, ее задержали.
Онованием для задержания Петрушовой стал запрос Департамента финансовой полиции Алматы, направленный в Российскую Федерацию еще в 2002 году. Однако несмотря на то, что с 2002 года Петрушова находилась в розыске, она до последнего времени свободно передвигалась по России и выезжала за рубеж. За все это время на территории РФ Ирину Петрушову задерживали только один раз, в марте прошлого года, когда она сдавала документы на временную регистрацию в городе Санкт-Петербурге. Тогда после четырехчасового содержания в дежурной части она была освобождена.
По сообщению адвоката Владимира Бичутских, Петрушова является гражданкой РФ и в соответствии со статьей 61 Конституции РФ, статьей 464 УПК РФ, статьей 4 Закона РФ «О гражданстве» и согласно статье 57 Минской конвенции о правовой помощи от 22 января 1993 года она не может быть выдана другому государству. Брат журналистки тем не менее опасается за ее жизнь: «Я опасаюсь, что с ней может произойти все, что угодно, ведь в самых верхних эшелонах власти Казахстана была дана команда о ее физическом уничтожении». «Мы очень беспокоимся за Ирину, – сказал «НГ» ее муж. – По нашим данным, в УВД приехали представители казахского посольства, и мы опасаемся, что Ирина просто исчезнет». Его опасения разделяет адвокат Владимир Бичутских: он порекомендовал родственникам круглосуточно дежурить у здания УВД, опасаясь, что журналистку могут отпустить в ночное время, после чего она может быть похищена.
Она действительно опасна для властей: на страницах еженедельника Петрушовой постоянно появляются статьи, разоблачающие коррупцию в высших эшелонах власти Казахстана. Эта газета предоставляет место для диалога всех сторон – как президентских советников, так и оппозиционных политиков. И на сегодняшний день это единственное издание в Казахстане, публикующее материалы о судебном процессе «Казахгейт» – деле о даче взяток высокопоставленным казахстанским чиновникам, где одним из главных фигурантов проходит не кто иной, как президент страны Нурсултан Назарбаев.
Проблемы у Петрушовой и ее издания начались в конце 2001 года, когда ряд представителей политического истеблишмента выступили с резкими заявлениями, осуждающими политику президента страны и обвинениями в адрес семьи президента, узурпировавшей всю отечественную экономику. «Неправильных» чиновников летом 2002 года посадили по коррупционным обвинениям, а с газетой, скрупулезно печатавшей отчеты о судебных процессах, на которых государственное обвинение зачастую выглядело смешно и глупо, начали разбираться вплотную. В феврале 2003 года Европейский парламент в своей резолюции потребовал прекратить преследования независимой журналистки.
Чем завершится нынешний арест, пока неизвестно. В Казахстане об этом молчат: ни одно местное СМИ, включая информационные агентства, не сообщило об аресте известной в стране журналистки.
Москва–Астана