Пожизненный президент Туркмении Сапармурат Ниязов поспешил опередить нежелательные события в своей стране и занялся «насаждением» демократии. На расширенном заседании республиканского правительства Туркменбаши неожиданно заговорил о возможности проведения в стране уже в 2009 году президентских выборов и о необходимости создания многопартийной системы. За этой сенсацией наблюдали не только жители Туркмении, но и телезрители многих стран мира, на которые свои программы транслирует установленная в прошлом году мощная спутниковая антенна.
Похоже, гуляющий по СНГ призрак «цветных революций» заставил призадуматься и «отца всех туркмен». Ведь, согласно рейтингу международной правозащитной организации Freedom House, Туркмения сейчас возглавила список из 18 стран с «самым недемократичным режимом». Влияние Туркменбаши на жизнь населения страны беспрецедентно. В Туркмении вообще нет свободных СМИ, широко практикуется насильственное (в виде наказания за отсутствие должного почтения к властям) переселение граждан в отдаленные районы – на освоение солончаковых земель, дискриминация по религиозному или этническому признаку, преследование родственников людей, объявленных «изменниками родины».
А еще здесь, за исключением Ашхабада, в последние годы закрыли практически все общедоступные лечебные учреждения, среднее образование сократили до 9 лет, продолжительность высшего – до 2 лет. Основой и школьного, и вузовского образования стал «бессмертный труд» Туркменбаши «Рухнама» – священная книга, одновременно являющаяся моральным кодексом для всех туркмен. Остальная литература практически недоступна – библиотеки-то Ниязов закрыл...
Подобные вольности опасны даже в Туркмении, и президент Ниязов на всякий случай решил подстраховаться и стать демократом. Он вдруг обнаружил, что туркменское общество «готово к тому, чтобы сделать новый шаг к тем веяниям времени, которые, утвердившись в мире как образцы справедливого и сбалансированного миропорядка, отвечают интересам, менталитету и традициям туркменского народа». Как пишет ашхабадская газета «Нейтральный Туркменистан», Туркменбаши в своем заявлении выделил «врожденный демократизм» как «глубоко присущую туркменам черту, во все времена определявшую уровень общественных отношений» в этой стране.
Но и рубить сплеча Ниязов не намерен: по его словам, путь к демократии Туркмения пройдет в несколько этапов. Сначала, года через два, согласно его программе демократических реформ, необходимо ввести в жизнь новую практику избрания руководителей всех органов власти, начиная от хякимов (председателей), этрапов и велаятов (районов и областей) и заканчивая президентом. Затем, в 2008 году, пройдут выборы в Меджлис (парламент) Туркмении, причем полномочия нового состава национального парламента будут расширены, а президентские функции соответственно сокращены.
Сапармурат Ниязов пообещал, что старт президентской предвыборной кампании будет дан в январе 2009 года. Правда, ранее он же определял другие сроки – то 2010 год, то, несколько смягчившись, 2007-й и 2006 годы. Называл Туркменбаши и своих потенциальных преемников из своего ближайшего, а значит – проверенного окружения, в основном из министров. Однако всякий раз такого «преемника» либо тут же увольняли с его высокого поста, либо вовсе сажали.
Одна из причин отказа от пожизненного президентства Сапармурата Ниязова кроется в его здоровье. Немецкие медики, обслуживающие «отца» нации, в нынешнем году, что называется, прописались в Ашхабаде. Официально врачи сообщают лишь о хорошем состоянии здоровья Туркменбаши. Однако верить этим сообщениям не очень получается: слишком уж часто они обследуют здорового человека.
Заговорив о возможности президентских выборов, Туркменбаши в своих демократических преобразованиях решил идти дальше – к многопартийной системе. С нынешней единственной и им же возглавляемой Демократической партией многопартийность вряд ли получится, а потому президент поставил задачу: к 2009 году в Туркмении должны быть созданы еще как минимум две политические партии.