Казахстанские парламентарии обсудили вчера проблемы развития космоса. Дело в том, что на прошлой неделе в Астане были подписаны учредительные документы совместного казахстанско-российского предприятия «Байтерек» («Тополь»).
Амбициозные планы стать космической державой у Астаны появились несколько лет назад. Имея на своей территории космодром «Байконур», республика в одиночку не могла его использовать. Правда, за аренду космодрома Россия ежегодно платит Казахстану 115 млн. долл.
Но пару лет назад казахстанские эксперты начали критиковать зависимость страны от сырьевого рынка и заговорили о недолговечности недр. Тогда-то власти заявили о диверсификации экономики, об уходе от сырьевой направленности, и на первый план вышел космос.
Пока Казахстан не сможет обойтись без России. А потому нынешний премьер республики Даниал Ахметов, говоря о «космических планах», постоянно подчеркивает: это совместное дело, совместная работа – наша и великого соседа. Первый результат совместной работы должен появиться уже в конце 2005 года – первый казахстанский спутник «КазСат». Он будет изготовлен российским Научно-производственным центром им. Хруничева. По оценкам правительства Казахстана, реализация этого проекта позволит внедрить новые технологии в области космических систем телекоммуникаций и связи, включая сети доступа в интернет, а также использовать спутник в исследованиях зоны Каспия, приграничных территорий, обеспечить информационную независимость и безопасность республики. На создание «КазСата» Астана выделила всю требуемую сумму – 65 млн. долл.
Второй, более масштабный проект – это ракетно-космический комплекс «Байтерек». Документы по созданию СП уже подписаны, деньги Казахстан тоже предоставит – почти 200 млн. долл. Завершится работа по созданию «Байтерека» в 2008 году.
Еще один космический проект пока обсуждается в казахстанском правительстве – это авиационно-ракетный космический комплекс «Ишим» для запуска малых космических аппаратов гражданского назначения. И в этом проекте основным партнером республики станет Московский институт теплотехники.
Все эти проекты – лишь начальный этап. Казахстан рассчитывает получить от них дивиденды уже в первые годы после запуска – то есть к 2010 году. Естественно, на первом этапе все проекты будут реализовываться совместно с Россией.
Но в дальнейшем возможно изменение казахстанских приоритетов. Присутствие России на «Байконуре» не раз становилось причиной недовольства парламента страны. Депутаты неоднократно говорили о необходимости «самостоятельного освоения космоса», и правительство не слишком возражало против такой постановки вопроса. Не исключено, что после реализации всех задуманных космических проектов Россию попросят удалиться с «Байконура» и «подвинуться» в казахстанской программе космоса. Тем более что подобный опыт у страны уже имеется: в середине 90-х годов Казахстан активно приглашал инвесторов в нефтегазовый сектор страны, создавая им для этого благоприятные условия, льготные контракты и смешные налоги. Но уже в 2000-х годах в преддверии разработки шельфа Каспия введены новые налоговые ставки, в частности рентный налог на экспорт нефти для иностранных компаний. Сделаны ограничения и по продажам долей иностранных инвесторов в сырьевых СП: согласно новым поправкам в законодательстве, приоритетное право получает Казахстан. Не исключено, что и в космической сфере Казахстан может поступить так же: поставить отрасль на ноги поможет Россия, а потом Россия должна будет подвинуться и освободить место для новоявленной космической державы.
Алма-Ата