Лидер оппозиции Жармахан Туякбай будет главным соперником президента Нурсултана Назарбаева на декабрьских выборах.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
-Жармахан Айтбаевич, вы приезжали в Москву всего на день. В ходе этого блицвизита вы рассчитывали заручиться политической поддержкой? С кем и что удалось обсудить?
═
– В Москве вместе со мной побывали сопредседатели партии «Ак-жол» Ораз Жандосов, Алтынбек Сарсенбаев и Булат Абилов. Эта поездка заранее не планировалась, поэтому какой-то четкой программы и жесткого графика встреч не было. Просто мы как представители объединенной казахстанской оппозиции, готовящейся к предстоящим в декабре президентским выборам, хотели обсудить наши проблемы как с действующими российскими политиками, так и с представителями демократической оппозиции. Для нас это важно, так как мы хотим, чтобы сотрудничество между демсилами Казахстана и России было длительным и продолжилось после выборов.
═
– Значит, казахстанская оппозиция делает ставку на поддержку России?
═
– Вовсе нет. У нас есть весьма тесные связи и с Западом. В течение длительного времени налаживались контакты через международные организации, посольства, использовались и парламентские связи. Уверен, все это даст свои плоды.
═
– Правда ли, что ваш соратник по демократическому движению «За справедливый Казахстан» Булат Абилов ездил за опытом организации революций в Югославию и Грузию?
═
– Абилов ездил в Киев и выступал там на митингах украинской оппозиции. Мы считали, что обязаны поддержать своих единомышленников. Что касается Грузии и бывшей Югославии, то там бывали другие активисты оппозиции. Понятно, что, общаясь с украинскими, грузинскими или сербскими коллегами, мы набирались определенного опыта, пытались учитывать все нюансы организации эффективной работы с населением.
═
– Объединенная оппозиция выдвинула вас единым кандидатом на декабрьских президентских выборах. Насколько реальны ваши шансы победить Нурсултана Назарбаева?
═
– Что бы сейчас ни заявляли в Астане, в декабре у оппозиционных сил действительно есть реальный шанс наконец-то покончить с режимом Назарбаева. Наша уверенность основывается на том, что люди за 15 лет успели устать от бессменного правления Нурсултана Назарбаева. В обществе накопился серьезный негатив против нынешней власти. Этого может оказаться достаточно, чтобы народ проголосовал против его кандидатуры. Для нас, конечно, будет важна поддержка демократических сил извне, но, подчеркну: ориентируемся мы в первую очередь на свой авторитет, на свои силы. Мы представили людям четкую программу действий, объяснили смысл предлагаемых оппозицией и давно назревших политических, социально-экономических реформ. Уверен, избиратели нас поймут и поддержат.
═
– По последним соцопросам, в большинстве регионов рейтинг президента Назарбаева явно выше, нежели ваш. Сможет ли оппозиция в оставшиеся до выборов месяцы добиться перелома?
═
– Публикуемые сегодня рейтинги заказываются структурами, ангажированными действующей властью. Так что не слишком доверяйте этим цифрам. Лучше говорить о реальном уровне доверия населения к этой самой власти. А оно явно не в пользу президента Назарбаева. Прошедшие осенью 2004 года выборы в парламент показали, что доверие-то на исходе.
═
– Начавшаяся в Грузии и на Украине революционная волна докатилась и до Киргизии. Насколько полезным может оказаться для вас опыт соседей?
═
– Полезными будут и их успехи, и их ошибки. Что касается опыта Киргизии, то, на мой взгляд, на начальном этапе лидеры киргизской оппозиции недостаточно четко определили свои политические цели, а в итоге оказались не подготовленными к столь стремительному развитию ситуации. Власть им досталась неожиданно, и они не смогли мгновенно отреагировать на эту перемену. Дело дошло до массовых беспорядков. А этого нельзя было допускать ни в коем случае. Задача нашей оппозиции – не только поднять людей, но и объяснить, ради чего все это затевается.
═
– Складывается впечатление, что и у вас основная идеология революции заключена в требованиях отставки Назарбаева и популистских лозунгах типа «Деньги от нефти – народу» и т.д. Поднимая людей против правящего в Казахстане режима, что вы предлагаете взамен?
═
– Для нас отставка Назарбаева не самоцель. Мы ставим перед собой задачу гораздо шире. Мы нацеливаемся на полную реформу системы государственной власти, которая сформировалась в Казахстане за полтора десятка лет и в итоге привела страну к тоталитаризму. Сегодня вся власть сконцентрирована в руках одного человека – президента Назарбаева, все процессы в политической и экономической жизни слишком зависят от его субъективной воли. Чтобы покончить с этим, мы предлагаем принять новую Конституцию, в которой всем ветвям власти были бы гарантированы равные возможности. Наш проект Конституции предполагает существенное сокращение властных функций главы государства и усиление роли парламента. Парламент в Казахстане должен быть однопалатным. Двухпалатная система законодательной власти была введена Назарбаевым только для того, чтобы сузить законотворческие возможности народных избранников. Для этого и придумали верхнюю палату – как фильтр для реформаторских идей. Между тем двухпалатные парламенты существуют в странах с федеративным устройством, где необходимо учитывать региональные особенности. Казахстан – унитарное государство, так какая в этом необходимость?
Она позволит избавиться от фетишизации фигуры президента, который сегодня является не только гарантом Конституции, но и ядром всех ветвей власти. Такого в демократическом государстве быть не должно.
═
– Власти критикуют ваш проект Конституции за явно «антиназарбаевское» содержание и отсутствие конкретики. Это что, дань оппозиционной конъюнктуре?
═
– Ни в коем случае. Действующая Конституция Казахстана была написана на удовлетворение амбиций Назарбаева, который решил единолично править страной. Он воспользовался экономическими трудностями середины 90-х годов и потребовал для себя всей полноты власти. Все полагали, что это явление временное, пока Казахстан не преодолеет экономический хаос. Но Назарбаев «временное явление» сделал нормой жизни. С такой Конституцией легче править. В итоге сегодня мы только нещадно эксплуатируем наши природные ресурсы и совершенно не заботимся о развитии других отраслей производства. У Казахстана есть все возможности, в том числе и деньги, для развития перерабатывающей промышленности, машиностроительных предприятий. Правда, далеко не все поступления от продажи сырья попадают в бюджет страны, значительная их часть оседает в карманах чиновников. Но народ-то все видит и знает, кто пользуется этими «узаконенными» благами.
═
– Вы могли бы назвать имена?
═
– В Казахстане всем известны компании, получающие доход от продажи сырьевых ресурсов. Их руководители входят в число приближенных главы государства. Сегодня можно назвать 10–15 ангажированных олигархов, которые наживаются на росте добычи сырьевых ресурсов. А основная часть населения давно живет за чертой бедности.
═
– Киргизские события, похоже, всерьез напугали власти Казахстана. В Астане не исключают силового противодействия революционным переменам...
═
– От нынешней власти можно всего ожидать, в том числе и силового варианта решения проблемы оппозиции. Не зря ведь президент Назарбаев открыто заявляет: то, что случилось в Киргизии, стало результатом слабости власти. Он ведь, по сути, упрекает президента Акаева в том, что тот не применил силу, не потопил собственный народ в крови. После таких заявлений ясно, что силового варианта нынешняя власть не исключает. Да и пропрезидентские силы уже заявили, что готовы взять в руки оружие, чтобы сохранить нынешнее политическое статус-кво. Но нас это не должно пугать, мы не остановимся.
═
– Даже если, не дожидаясь обострения обстановки, вас лично, других лидеров оппозиции попытаются «обезвредить», изолировать?
═
– Мы и к этому готовы. Лично я исхожу из того, что лидеры оппозиции не имеют права сидеть сложа руки и просчитывать, что опасно, а что не очень. Тогда вообще незачем было приниматься за это дело. Назарбаев всех не пересажает. Изолируют нас – появятся новые люди.