Такие разные президенты не уставали демонстрировать перед камерами полное взаимопонимание.
Фото Reuters
Вчера завершился двухдневный официальный визит президента Украины в Туркмению. Как сообщил журналистам в Ашхабаде первый вице-премьер украинского правительства Анатолий Кинах, главной темой переговоров были поставки туркменского газа, причем не только на Украину, но и в страны Евросоюза. Туркменистан, по словам Кинаха, является «очень важным фактором энергетической безопасности Украины, а сотрудничество с Украиной дает возможность Туркменистану формировать около 30% собственного госбюджета».
Украина сейчас потребляет около 79 млрд. кубометров газа в год. Из них 20 млрд. добываются на украинских месторождениях, 23 млрд. поставляются Россией в качестве платы за транзит и 36 млрд. закупаются у Туркмении.
Одним из наиболее острых вопросов на переговорах стала цена закупаемого Украиной туркменского газа. Как известно, в самом конце прошлого года Туркмения решила пересмотреть действовавшие ранее отпускные цены в сторону их увеличения с 44 до 60 долл. за 1 тыс. кубометров и приостановила поставки газа в Россию и на Украину. Единственное, чего сумела добиться Украина, это снижения цены на 2 долл. В российском «Газпроме» инициативу Ашхабада расценили как шантаж и вообще отказались от переговоров. И в итоге Туркмения вынуждена была возобновить поставки в Россию по старым ценам.
Попытка Украины добиться того же оказалась неудачной. На переговорах в Ашхабаде было решено, что до конца нынешнего года цены на туркменский газ для Украины останутся прежними – 58 долл. за 1 тыс. кубометров. Теперь Украина, очевидно, сосредоточится на развитии своей газотранспортной системы – на это, как сообщили «НГ» источники в украинском правительстве, планируется направить основную часть кредита Deutsche Bank в размере 2 млрд. долл. В Ашхабаде газотранспортная тема получила свое развитие. Президенты Ющенко и Ниязов решили начать с Казахстаном и Россией переговоры по вопросу создания консорциума для транспортировки газа по Каспийскому побережью. Оптимальным маршрутом, по мнению украинских и туркменских специалистов, могла бы стать ветка «Туркменистан–Казахстан (Александров Гай) – Новопсковск (на границе Украины и России)». Такая схема позволит транспортировать ежегодно не менее 60–70 млрд. кубометров туркменского газа как для украинских потребителей, так и для дальнейшего его экспорта в Европейский союз.
Между тем и в Киеве, и в Ашхабаде прекрасно понимают, что перспективы создания консорциума целиком и полностью зависят от доброй воли России. Тем не менее у Ющенко уже наполеоновские планы. На вчерашней итоговой пресс-конференции он отметил, что планы по созданию газотранспортного консорциума могут быть интересными не только для Украины, Туркмении и России, но и для европейских стран. «Почему это не может быть предметом не только украинско-российско-туркменских отношений, но и европейской заинтересованности, в частности Германии, Италии и Франции?» – сказал Ющенко. По его словам, самым серьезным препятствием для реализации подобного рода проектов является политический фактор, который необходимо преодолевать. «Европа в любом случае будет иметь достаточно энергобаланса – с нами или без нас», – признал украинский лидер.
В свою очередь, президент Ниязов назвал новый формат газового консорциума по транспортировке газа по Каспийскому побережью «самым выгодным проектом». По словам Ниязова, он договорился с Ющенко «поговорить с Россией, чтобы с ее участием ускорить строительство газопровода». А чтобы ни у кого не возникло сомнений относительно наличия у Туркмении соответствующих ресурсов, он сообщил, что на сегодня его страна в состоянии поставлять 60 млрд. кубометров газа в Россию и столько же – на Украину.
Стремление Украины и Туркмении привлечь в новый газовый консорциум Россию, по мнению экспертов, отчасти можно рассматривать как попытку сгладить возникшую между Киевом и Москвой «неловкость» после того, как Украина заявила о возможном создании украинско-польско-немецкого торгового дома по продаже каспийского газа. Участие России в этом проекте не предусматривалось. Однако, как отметил источник «НГ» в «Газпроме», реализация подобных проектов невозможна без участия российской стороны. В апреле 2003 года было подписано российско-туркменское соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли до 2028 года. В его рамках был подписан контракт между «Газпромом» и госкорпорацией «Туркменнефтегаз», согласно которому поставки туркменского газа достигнут 70–80 млрд. кубометров к 2028 году. В «Газпроме» также напомнили, что среднеазиатский газ идет сегодня на Украину через компанию «РосУкрЭнерго», которая осуществляет закупки туркменского газа для украинского рынка, выступает оператором транзита закупленного газа и инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры. Акционерами (50 на 50%) «РосУкрЭнерго» являются 100% дочерние предприятия Газпромбанка и Райффайзенбанка. Кроме того, украинская экспортная квота по газу идет в страны дальнего зарубежья по единому экспортному каналу «Газпрома».
Первый визит Виктора Ющенко был отмечен и другими важными договоренностями. В частности, вчера в Ашхабаде был подписан объемный пакет документов в оборонной и гуманитарной сферах. В целом в течение двух дней Виктор Ющенко и Сапармурат Ниязов демонстрировали, что весьма довольны друг другом. Как сказал первый вице-премьер правительства Украины Анатолий Кинах, «сформировался высокий уровень конструктивных личных взаимоотношений». Упрекать своего туркменского коллегу в его вольностях с демократией недавний лидер украинской «оранжевой революции» не стал. Тем более что Туркменбаши жестко заявил: «Не надо верить всякой писанине. В Туркмении нет никаких проблем с правами человека».
═
Киев–Москва