Вчера киргизская оппозиция окончательно взяла под свой контроль областные центры Ош и Джалал-Абад, а по сути – практически весь юг страны. Укрепляют свои позиции противники президента Аскара Акаева и на севере – на сторону оппозиции перешел город Нарын. К моменту сдачи номера в печать передовые отряды оппозиции заняли крупнейший после столичного аэропорт в городе Ош и заблокировали там присланную для их нейтрализации группу военнослужащих внутренних войск МВД республики. К вечеру, как сообщили «НГ» источники в Бишкеке, оппозиция фактически утратила контроль над занятыми городами: и в Оше, и в Джалал-Абаде разъяренные толпы «сторонников оппозиции» начали массовые погромы. В обоих городах горят здания госучреждений. Местная милиция не вмешивается в происходящее, а члены семей сотрудников правоохранительных органов спешно покидают дома и уходят на север страны. Между тем, судя по всему, пик киргизской революции еще впереди: лидеры основных оппозиционных организаций объявили о готовности идти на штурм Бишкека.
═
═
Новый взрыв в Ферганской долине?
═
Между тем, как считают многие аналитики, решение лидеров киргизской оппозиции перенести основной акцент на провинцию, ставка на непредсказуемую и, скажем прямо, темную толпу могут оказаться крайне опасными. Тем более что в орбиту киргизской революции вовлечен юг страны с его бросающейся в глаза пестротой национального состава населения.
На этот аспект обращает особое внимание, в частности, член научного совета московского Центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко. «Любая провокация, в которую окажутся втянуты ошские узбеки, может снова взорвать Ферганскую долину, а в итоге привести даже к вмешательству соседнего Узбекистана», – сказал профессор Малашенко. Впрочем, отметил он, узбекский президент Ислам Каримов и без этого каким-то образом попытается повлиять на киргизскую ситуацию и тем самым спасти своего коллегу Аскара Акаева.
В свою очередь, заведующий отделом Средней Азии и Кавказа Института СНГ Андрей Грозин отмечает, что, опасаясь повторения ошских событий, «узбекское и уйгурское население южных регионов Киргизии приступило к формированию народных дружин самообороны». «Хотя узбекское население юга Киргизии не имеет своих организационных структур, оно достаточно многочисленно и имеет серьезную внутреннюю сплоченность, – сказал он «НГ». – Эти люди уже сейчас, предвидя дальнейшее обострение ситуации, рассчитывают на помощь Узбекистана. А эта помощь может быть оказана и прямым военно-политическим путем». Эксперт не исключает, что если не сегодня, то в ближайшее время в киргизских событиях обязательно проявятся и разного рода радикальные исламистские движения. «Среди киргизского населения «Хизб ут-Тахрир» и менее известные, но более радикальные религиозные объединения имеют меньше влияния, чем среди узбекского. Поэтому в случае межнациональных столкновений на первые роли могут выдвинуться отнюдь не нынешние лидеры киргизской оппозиции, а совершенно другие «активисты», которые выйдут из низовых структур, из толпы, из исламистских структур», – считает Андрей Грозин.
═
Украинский урок не пошел впрок
═
Надо сказать, что внешне киргизская ситуация отчасти похожа на ту, что была недавно в Грузии и на Украине. Здесь тоже главным козырем оппозиции стало недовольство значительной части населения явно «подкорректированными» властью итогами выборов. Кроме того, как и их грузинские и украинские предшественники, лидеры киргизской оппозиции всерьез рассчитывали на поддержку Запада, имеющего в этой стране не только «определенные интересы», но уже и собственную, натовскую военную базу под Бишкеком.
Сходство наблюдается также в том, что в Бишкеке, как в свое время в Киеве, обнаружилась и собственная, не менее решительная и бескомпромиссная Юлия Тимошенко – в лице экс-министра иностранных дел Розы Отунбаевой.
Однако на этом сходство начавшейся в Киргизии революции с тем, что было в Грузии и на Украине, заканчивается. Ни Роза Отунбаева, ни экс-премьер, лидер Народного движения Курманбек Бакиев не рискнули начать свою революцию в Бишкеке. Уже первые акции протеста показали: рассчитывать на широкую поддержку столицы оппозиции вряд ли стоит. И тогда лидеры «Отечества» и Народного движения сделали ставку на провинцию. Акцент «революционных» акций они перенесли на южные регионы – прежде всего на Ошскую и Джалал-Абадскую области. Последние события в этих регионах выявили главную несхожесть киргизской революции с грузинским и украинским аналогами: и в Оше, и в Джалал-Абаде оппозиция пошла на использование силы, на захват и разгром местных органов власти, дело дошло до жертв. В Тбилиси и Киеве, как известно, противники власти дожимали ее исключительно мирными средствами, на митингах.
═
Запад выжидает, Россия успокаивает
═
Эксперты, отслеживающие ход киргизской революции, обращают внимание на странную паузу, которую вплоть до вчерашнего дня выдерживал Запад. Между тем, как считает Алексей Малашенко, с самого начала в этих событиях «западный фактор явно присутствовал». «Однако в Киргизии Запад до последнего времени играл явно не самую активную роль. Думается, все дело в том, что на Западе сами не знают, как пойдут события в Киргизии. А потому они предпочитают пока не вмешиваться». Как положительный момент Малашенко отметил то, что и Москва, обжегшись на Грузии и Украине, своих политтехнологов туда не десантирует. «С их умом эти люди действительно могут начать в Киргизии нешуточную гражданскую войну», – сказал «НГ» профессор Малашенко.
Надо сказать, что в Москве к киргизским событиям относятся с демонстративным спокойствием. Как, впрочем, и в посольстве РФ в Бишкеке. Сотрудник российской дипмиссии сказал вчера «НГ», что каких-либо угроз нашим согражданам, пребывающим на территории Киргизии, «нет и не предвидится». По словам собеседника газеты, никакой нужды в мерах чрезвычайного характера, к примеру эвакуации российских граждан, тоже нет.
Не склонны драматизировать ситуацию в Киргизии и российские военные. В Управлении информации Минобороны РФ «НГ» сообщили, что события, происходящие в Киргизии, никак не отразились на жизнедеятельности российской военной базы «Кант»: личный состав базы занят своим повседневным делом, планы учебно-боевой деятельности никаких изменений не претерпели. «Отношение к российским военным в Киргизии по-прежнему доброжелательное, никаких инцидентов не отмечалось», – сказал «НГ» руководитель пресс-службы ВВС Александр Дробышевский. – Боевая учеба идет согласно плану боевой подготовки. Российские военнослужащие демонстрируют полную политическую индифферентность и не вмешиваются в происходящие события.
Между тем уже вчера Запад все-таки выразил свое отношение к киргизскому кризису. О явной обеспокоенности происходящим в этой стране заявили ОБСЕ и Госдеп США. К «предельной сдержанности» призвала киргизские власти и ее противников и ООН.
Однако в каком формате и когда может начаться этот диалог, пока неясно. Вдохновленные первыми успехами на юге страны оппозиционеры заявляют, что ни с кем, кроме президента Акаева, вести переговоры не будут. Между тем по Бишкеку поползли слухи, что самого Акаева в стране уже нет. Некоторые из местных наблюдателей не исключают, что вброс подобной информации – дело рук внешних, скорее всего, западных «болельщиков» киргизской оппозиции. Это способно привести к панике в Бишкеке. Уже сейчас столичное население спешно покидает город, запасается билетами на заграничные авиарейсы.
Поход оппозиции на столицу, считает Алексей Малашенко, не обязательно закончится победой противников президента Акаева. «Зато, – сказал он «НГ», – такой поворот событий неизбежно расколет страну, выльется в межрегиональное противостояние, от которого оппозиция ничего не выиграет, а выиграет один лишь Аскар Акаев – у него будет возможность с чистым сердцем свести все к проблемам регионализма».
Выход из нынешнего кризиса он видит в компромиссе между властью и оппозицией. «В любом другом случае все окончится крахом и для одних, и для других», – сказал он.
═
Этнический состав юга Киргизии
═
Основную часть населения юга современной Киргизии составляют киргизы и узбеки, численность которых в этом регионе почти равна. Кроме них заметную часть населения составляют таджики, уйгуры, дунгане и другие народы мусульманского мира. Среди них лишь немногим более 1% – русские и представители русскоязычных диаспор.
═
Вооруженные конфликты на юге Киргизии
═
В 1990 году в Ошской области между узбеками, проживающими здесь, и киргизами вспыхнул конфликт из-за земельных участков на границе двух государств, поскольку граница тогда не была демаркирована. В результате погибло несколько тысяч человек в городах Узген и Ош, а также в селах Ошской области.
В 1999-м и в 2000 году боевики Исламского движения Узбекистана пытались прорваться на территорию Киргизии (нынешней Баткенской области). Общими усилиями России, Киргизии и Узбекистана отряды боевиков удалось разбить.
16–18 марта 2002 года в Аксыйском районе Киргизии произошли столкновения между населением и правоохранительными органами. Население выступило в защиту незаконно осужденного депутата парламента Азимбека Бекназарова, а также требовало не ратифицировать соглашение о киргизско-китайской госгранице от 1999 года и отправить в отставку президента Акаева. Оппозиция организовала в ряде районов страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Кризис в Аксы привел к отставке правительства.