0
1032
Газета СНГ Интернет-версия

11.03.2005 00:00:00

Киргизия вышла на митинги

Тэги: киргизия, выборы, оппозиция, митинги


киргизия, выборы, оппозиция, митинги Такими стихийными митингами сегодня охвачена вся Киргизия.
Фото Reuters

События в Киргизии накануне запланированного на 13 марта второго тура парламентских выборов развиваются стремительно. Наблюдатели не исключают, что выборы вообще могут быть сорваны. Причина – дестабилизация обстановки в различных регионах страны. В Ошской, Джалал-Абадской, Нарынской, Иссык-Кульской областях проходят многотысячные несанкционированные акции протеста, митингующие требуют отмены итогов первого тура выборов и скандируют: «Акаева в отставку!» В Джалал-Абаде митинги не прекращаются уже неделю, в них принимают участие более 10 тысяч человек, захвачено здание областной администрации. Впрочем, как заявил депутат Азимбек Бекназаров, «народ не захватывал здание администрации, а ждет там губернатора области и мэра Джалал-Абада, чтобы начать с ними диалог, а те находятся в бегах».

В Ошской области акции протеста охватили десятки населенных пунктов. Там формируются колонны, которые объединяются и двигаются пешим маршем к областному центру. Стратегическая автотрасса Бишкек–Ош парализована. По призыву местных лидеров оппозиции прямо на автомагистрали разбивают юрты, налаживают для участников марша горячее питание.

Оппозиция вне закона

Выступая перед своими сторонниками, лидер Народного движения Киргизии экс-премьер Курманбек Бакиев, лидер движения «Ата-Журт» Роза Отунбаева призывают президента Аскара Акаева срочно подать в отставку и объявить досрочные президентские выборы, сформировать новое правительство, а уже потом провести парламентские выборы. В ответ на это пресс-секретарь президента Абдиль Сегизбаев сказал, что «подобные заявления оппозиционеров являются провокационными, незаконными и толкают страну в пропасть».

Депутаты провели чрезвычайное заседание парламента на улице

Сложившуюся в республике ситуацию планировалось вчера обсудить на чрезвычайном заседании парламента. Депутаты от оппозиции планировали решить на нем вопрос о проведении досрочных президентских выборов, о продлении полномочий парламента прежнего созыва. Под это дело были даже собраны подписи 40 из 105 депутатов. Однако в здание парламента депутатов не пустили: его вдруг закрыли на ремонт.

По предложению оппозиционного депутата Азимбека Бекназарова обсуждение запланированных вопросов все-таки состоялось. Но - под открытым небом. Конечно, юридической силы принятые таким необычным способом решения иметь не будут, но резонанс от этой акции в Бишкеке был весьма громким.

Нарушения были, но незначительные

За подготовкой ко второму туру парламентских выборов наблюдают представители ОБСЕ, СНГ, ШОС и иных организаций, которых на один квадратный метр киргизской территории приходится по нескольку человек. Это стало одной из причин довольно осторожного подхода властей к организации выборов.

Президент Акаев понимает, что чрезмерное вмешательство в избирательный процесс может подвести страну к революционной ситуации и даст оппозиции повод для аннулирования результатов выборов и выражения недоверия самой власти. Впрочем, оппозиция и без того сразу после первого, февральского тура голосования оспаривает их итоги.

Нельзя сказать, что администрация президента ничего не предприняла для «зачистки площадки» перед 27 февраля. Часть оппозиционеров «элегантно» вытолкнули за пределы предвыборного поля. Против других были выставлены не столько административные, сколько политтехнологические ресурсы. Но предвыборные технологии призванных на помощь российских специалистов оказались малоэффективными в большинстве регионов Киргизии, за исключением, может быть, Бишкека. Это связано с тем, что успех или поражение кандидата зависели не столько от классических методов ведения избирательной борьбы, сколько от присутствия в родоплеменных связях. В Киргизии родовое деление развито чрезвычайно сильно, и это определяло шансы на победу. Причем этот фактор использовали как кандидаты от власти, так и оппозиционеры. Финансовые возможности участников избирательной гонки также были задействованы, поэтому подкуп избирателей во многих округах приобрел массовый характер. Правда, более предусмотрительные кандидаты приберегли свои материальные ресурсы на второй тур выборов. При этом считать, что на многих участках конкуренция за депутатское место идет только между властью и оппозицией, было бы ошибкой. Состав кандидатов чрезвычайно пестрый, и нередко реальная борьба разворачивается между сторонниками самой власти.

При этом следует учесть, что избирательное законодательство Киргизии – одно из самых либеральных в Центральной Азии. Поэтому шансы всех кандидатов практически равны, так как возможность использования административного ресурса здесь довольно ограниченна, а число желающих попасть в парламент растет. Букет всех этих обстоятельств и наэлектризовал до предела политическая атмосфера в стране. Людей настораживает неопределенность в период возможной смены верховной власти, что может также ударить по бизнес-интересам многих чиновников и предпринимателей. Для большинства из них статус депутата – хорошая возможность переждать смутное время и обрести хоть какой-нибудь правовой иммунитет.

Из-за этой неопределенности, несмотря на разгул грязных технологий, первый тур парламентских выборов прошел достаточно конкурентно, так как президенту Акаеву и его окружению нужна не просто победа, а легитимное сохранение власти, подкрепленное пропрезидентским большинством в парламенте. Это тем более важно, что в скором будущем Киргизия трансформируется из президентской республики в президентско-парламентскую, при которой будут расширены полномочия парламента, а властные возможности нового президента сокращены.

Чужаки среди своих

Но вся проблема заключается в том, что Акаев не может быть уверен даже в лояльности тех людей, кто идет на выборы от имени власти. Политическая конъюнктура начинает довлеть над политической преданностью. Есть реальная угроза того, что даже в случае победы большинства «своих» кандидатов, не все из них согласятся встать под знамя президента. Неудивительно, что основная ставка была сделана на родственников президента, которые также участвуют в парламентской гонке. Уже известно, что сын президента Айдар Акаев одержал победу в первом туре в Кеминском избирательном округе Чуйской области. Что касается дочери главы государства Бермет Акаевой, то она вышла во второй тур на одном из участков Бишкека.

Что скажет региональная элита?

Определенную проблему для Акаева и его окружения в этом году представляет региональная элита, среди которой есть много людей с большими властными амбициями. Уже в ходе парламентских выборов странным выглядела позиция местных органов власти, особенно на юге страны. Возникает ощущение, что часть региональной элиты решила перестраховаться и не делать окончательную ставку ни на оппозицию, ни на представителей власти. Этим Киргизия сильно отличается от соседних Казахстана или Узбекистана, где существуют более жесткая исполнительная вертикаль. Не исключено, что на парламентских, а затем и президентских выборах основная политическая борьба в Киргизии будет идти не только между властью и оппозицией, но и между региональными группировками.

Юг Киргизии – головная боль для власти

Следует отметить, что юг страны для руководства Киргизии представляет основную головную боль: здесь баллотируются самые известные оппозиционеры и вполне возможны массовые беспорядки, которые по цепной реакции могут сдетонировать революцию по всей стране. Власти понимают, что силовые действия могут заставить оппозицию еще больше сплотиться, так как в этом случае начнет действовать соглашение, подписанное некоторыми оппозиционными движениями. Но реально объединение оппозиции к президентским выборам во многом зависит от способности ее лидеров преодолеть влияние региональных, этнических, клановых, родовых и иных факторов. Так, практически все нынешние лидеры оппозиции – выходцы из Южной Киргизии. Поэтому сейчас оппозиция не имеет общенационального влияния.

Кроме формальных политических участников, в Киргизии (в основном тоже на юге) существуют «теневые» игроки, которые в этом году не остались в стороне от активных политических процессов. Речь идет о некоторых экстремистских организациях, в последнее время уже определенно повлиявших на выборный процесс, пока, правда, только на локальном уровне. Одним из примеров может быть деятельность небезызвестной организации «Хизб ут-Тахрир». Опасность заключается в том, что в ходе парламентских выборов некоторые кандидаты попытались использовать влияние и авторитет этой организации среди узбекской части населения. Беда в том, что в борьбе за депутатское место и оппозиция, и провластные кандидаты, заигрывая с экстремистскими организациями, собственными руками взращивают серьезного политического игрока, для которого и те и другие являются не более чем инструментом в достижении своих целей. А это может самым серьезным образом изменить ситуацию не только в Киргизии, но и во всей Центральной Азии.

Причем эти перемены могут случиться достаточно скоро. Нельзя исключать, что киргизская оппозиция не будет дожидаться октябрьских президентских выборов, а спровоцировать политический кризис уже после нынешних парламентских выборов.

Ош–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
923
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1059
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
648
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
759

Другие новости