В Кишиневе продолжаются аресты оппозиционеров и тех, кого причислили к их сторонникам. В среду молдавские полицейские доложили об успешно проведенной операции под кодовым названием «Розыск». В результате задержаны 280 человек, 82 из которых – граждане России. Президент Молдавии Владимир Воронин называет их «партизанами» и «политтехнологами», а в МВД говорят, что большинство из задержанных виноваты в том, что нарушили паспортный режим. Напомним, что неделю назад из страны были депортированы 20 россиян.
Отношения с Россией после выборов в молдавский парламент 6 марта стали для страны вопросом номером один. В начале недели кишиневские власти обвинили Первый российский телеканал в том, что он «грубо вмешивается в избирательную кампанию в Молдавии» и предупредили его о последствиях. Последствие же может быть одним: прекращение ретрансляции на территории этого суверенного государства. Известие о том, что Первый могут закрыть, повергло в панику молдавское население, которое сделало из этой новости свой вывод: в ответ Россия, как грозилась, может ввести для молдаван визовый режим.
Первый российский канал, который в Молдавии по старой памяти все еще называют ОРТ, – самый рейтинговый в стране. Проведенные ранее опросы показали, что молдаване, возвращаясь с работы домой, сразу же включают именно эту телевизионную кнопку, а уже потом переключают телевизор на румынский или молдавские каналы. Ко всему Первый в отличие от других покрывает всю территорию Молдавии. И тому, что он сообщает, верят не только русскоговорящие, но и так называемые титульные граждане – привычка, сохранившаяся еще с советских времен.
Уже через несколько дней после того, как российские СМИ сообщили о заявлении Госдумы по поводу возможности применения к Молдавии экономических санкций и введении визового режима, у президента Воронина и руководимой им Компартии сторонников заметно поубавилось. Чтобы добиться такого результата, Владимиру Путину совсем не обязательно было ездить в Кишинев, как в свое время в Киев. Оказалось, что достаточно было задействовать российские СМИ. Молдавия в отличие от Украины – страна, где уже не выбирают между Западом и Востоком, население здесь не против интеграции в Евросоюз, курс на который провозгласили молдавские власти. Скорее наоборот. Но при этом люди не хотели бы отрываться от России. Это объясняется тем, что экономику Молдавии держат на плаву гастарбайтеры. Они работают как в Европе, так и в России. А на заработанные деньги содержат свои семьи на родине, да еще формируют показатели экономического роста родного государства. Именно благодаря им (ежедневно иностранные рабочие перечисляют в республику сумму, превышающую госбюджет) по итогам за минувший год рост ВВП Молдавии значительно превысил российский показатель. По неофициальным данным, за пределами Молдавии работают более 1 млн. человек, половина из них – в Москве и российских регионах. Если будет задействован визовый режим, молдаване (в основном сельские) останутся без средств к существованию, а молдавский бюджет заметно похудеет. Это сегодня самая обсуждаемая тема на центральном рынке Кишинева, где заезжие крестьяне-продавцы и покупатели-горожане нещадно ругают своего президента за то, что он ссорится с Россией.
Впрочем, смену политических настроений можно наблюдать и в провинции. Постоянная пикировка Владимира Воронина с Москвой заставила изменить свои выборные симпатии гагаузский юг (автономия, где живут гагаузы – тюркоязычное население православного вероисповедания), традиционно поддерживавший коммунистов. Засомневался и север Молдавии, где села в основном смешанные – украинско-молдавские. Правда, официальные СМИ публикуют данные опросов, которые прочат коммунистам 62% голосов на предстоящих через 10 дней выборах.
Кто станет молдавским Ющенко?
Чем ближе выборы, тем больше Кишинев напоминает Киев в декабре минувшего года. Проспект Дечебала, по которому гости Молдавии следуют из аэропорта в город, «пожелтел»: на ветвях деревьев – желтые ленточки, такие же развеваются на антеннах автомобилей. Так кишиневцы демонстрируют поддержку мэру города Серафиму Урекяну, который возглавляет блок «Демократическая Молдова». БДМ – главная сила молдавской оппозиции – своим предвыборным цветом выбрал желтый, потому что оранжевый зарезервировала за собой Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), представляющая национал-радикалов правого толка. В центре Кишинева все столбы оклеены портретами лидера ХДНП Юрия Рошки рядом с Виктором Ющенко. Депутаты от этой партии демонстративно носят в парламенте и за его пределами шарфики и куртки а-ля «оранжевая революция». Причем Рошка может вывести на улицы около 100 тыс. студентов. Он доказал это еще в 2002 году, когда в Кишиневе прошли массовые молодежные волнения, кстати, поддержанные Советом Европы. 8 марта, то есть сразу же после выборов, ХДНП забронировала за собой центральную площадь молдавской столицы. Если оппозиция поставит под вопрос действия ЦИКа, «оранжевые» выйдут на улицы. Безусловно, к ним присоединятся и «желтые». Надо отметить, что если ХДНП поддерживают студенты, а также молдавская интеллигенция, которая всегда ратовала за объединение Молдавии с Румынией, то за «Демократическую Молдову», возглавляемую Серафимом Урекяном, пойдут почти все остальные горожане, включая и русскоговорящих. Полтора года назад они проголосовали за то, чтобы Урекян в очередной раз стал мэром, потому что против него открыто выступил президент Владимир Воронин. В том, что Кишинев будет голосовать против коммунистов, сомнений нет. Вопрос в том, как поведет себя провинция. Молодежь, которая поддержала бы оппозицию, выехала на заработки за границу, а старики благодарны Воронину за то, что он поднял им пенсии. Именно на этих бабушек и дедушек и делают ставку коммунисты. Молдавский электорат сегодня представляет 1,5 млн. человек (без Приднестровья, которое в молдавских выборах не участвует), треть избирателей живут в Кишиневе.
В молдавской столице все только и говорят, что об «оранжевой революции». На роль Виктора Ющенко явно претендует Серафим Урекян. Хотя параллель эта не совсем верная. Дело в том, что в отличие от Украины, молдавская оппозиция перед выборами не объединилась. Помимо блока «Демократическая Молдова» и ХДНП отдельно избирательную кампанию ведут социал-демократы. Хотя все эти три структуры четко ориентированы на Запад. Два движения – «Равноправие» и «Патрия–Родина» – выступают за вхождение в Единое экономическое пространство и четкую ориентацию на Россию. Но они хоть и претендуют на голоса русскоговорящих избирателей (их треть в стране), вряд ли пройдут избирательный барьер (6% голосов для партий и 12% – для блоков). ХДНП скорее всего получит свои традиционные 12%. «Демократическая Молдова», по прогнозам аналитиков, может претендовать на большее. Да и лидер блока Серафим Урекян умело использует ошибки власти. На днях он заверил население в том, что в случае победы на выборах постарается сгладить недоразумения с Москвой и визового режима с Молдавией не будет.
Серафим Урекян – главный соперник Владимира Воронина на парламентских и на последующих (внутри парламента) президентских выборах. Потому нынешние власти пытались нейтрализовать его, обвинив в злоупотреблениях служебным положением. И даже завели на него уголовное дело. Серафим Урекян сказал корреспонденту «НГ», что давление на него оказывалось в течение всего последнего года, причем по полной программе – с обвинениями и угрозами. Летом Воронин запретил ему поездку в Москву, посоветовав найти для визита место получше. Урекян обещает избирателям сохранить курс на евроинтеграцию, но не разрушить при этом связи с Россией. Он также готов к переговорам с лидерами сепаратистского Приднестровья и уверен, как сказал «НГ», что с ними вполне можно договориться. Как известно, нынешняя власть переговорный процесс с Тирасполем прекратила и требует заменить дислоцированные в Приднестровье миротворческие силы России на «голубые каски» из США и стран Евросоюза, а также Румынии.
«Наш президент – мент»
Собственно, Приднестровье и стало тем камнем преткновения, который рассорил Воронина с Путиным. После того как Воронин в ноябре 2003 года отказался подписать кремлевский план урегулирования приднестровского конфликта (хотя до самого последнего момента с ним соглашался и даже завизировал проект документа), отношения Кишинева с Москвой из очень теплых переросли в открытую конфронтацию. Свою роль в такой метаморфозе сыграли 42 млн. долл., которые пришли в Кишинев из США на следующий день после демарша Воронина и отказа Путина лететь в Кишинев. А также, как сказал «НГ» один из высокопоставленных чиновников в молдавском правительстве, Кишинев решил, что ему выгоднее поддерживать игру американцев, чем держаться за Россию. После того как на Украине победила оппозиция, молдавские коммунисты, чтобы не потерять власть, стали доказывать США и Евросоюзу, что они на самом деле больше демократы, чем сами демократы. И для убедительности стали делать антирусские заявления. Впрочем, Серафиму Урекяну и Юрию Рошке в отличие от коммунистов не надо убеждать Запад в своих намерениях. Они всегда последовательно отстаивали право своего народа на демократические ценности. Недавно руководство Молдавии обвинило западных доноров, финансирующих выборы в Молдавии, в лоббировании оппозиции. И тогда последовали возмущенные заявления послов США и стран Евросоюза в Кишиневе. Обеспокоенность тем, как проводится предвыборная кампания в Молдавии, высказал и Джордж Буш. После чего социал-демократы заявили, что не признают итогов еще не состоявшихся выборов, потому что они «уже сфальсифицированы». Об этом корреспонденту «НГ» сказал один из лидеров Соцпартии Оазу Нантой. Он также заметил, что на каждой встрече социал-демократов с избирателями обязательно присутствуют полицейские. На вопрос корреспондента «НГ», почему, он ответил: «Потому что наш президент – мент». Владимир Воронин, в прошлом министр внутренних дел, учился в Академии МВД в Москве и там получил звание генерала. Потом, как пишут молдавские СМИ, он получал российскую генеральскую пенсию. А на днях Серафим Урекян призвал все оппозиционные партии подписать совместное заявление, в котором зафиксированы нарушения в ходе избирательной кампании со стороны власти. Лидер «Демократической Молдовы» подчеркнул, что «собранные политическими формированиями и организациями гражданского общества доказательства могут создать предпосылки для объявления парламентских выборов 6 марта недемократичными и недействительными». Заявление, надо сказать, очень серьезное. На таком фоне кишиневцы спорят не о том, кто победит на выборах. Их волнует вопрос: что будет после них? Выведет ли оппозиция людей на улицы?
Действующая власть пытается защищаться. Но почему-то не от самой оппозиции, а от российского влияния. Из страны депортируются «гельманы-павловские». А наблюдатели от России и СНГ признаны в Молдавии нежелательными. По крайней мере их на предстоящие выборы не пригласили. МИД России требует объяснений и доказательств по поводу выдворения из Кишинева российских граждан.
Тем временем в букмекерских конторах Кишинева делаются ставки: на «красных» (коммунисты), «желтых» и «оранжевых». Кто бы из них ни победил, дивиденды получит Запад, так как и коммунисты, и демократы ориентированы именно туда. Но Россия, фактически теряя Молдавию, может сохранить лицо лишь в том случае, если состоится смена власти. Лидеры молдавской оппозиции, так же как и Виктор Ющенко, хорошо понимают, что для их страны означает и российский рынок, и российские энергоресурсы.
Кишинев