Верховная Рада Украины готовится к рассмотрению законопроекта о люстрации, который может разделить всех граждан страны на два лагеря – преследователей и преследуемых. Функциями третейского судьи предполагается наделить специальные Комиссии по люстрации. Сколько их планируется создать, в каком режиме они будут работать и какому органу подчиняться – неизвестно.
Согласно поступившему в парламент документу, процедура люстрации коснется всех лиц, занимающих какие-либо руководящие посты (а также их заместителей) и кандидатов на должности в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, во всех учебных учреждениях, избирательных комиссиях, СМИ, политических партиях и общественных организациях, а также органах местного самоуправления, правоохранительных органах и Вооруженных силах.
Каждый чиновник, по мнению разработчиков законопроекта, должен быть подвергнут проверке на причастность к фальсификации выборов президента в 2004 году. Второй причиной запрета на работу в документе указано сотрудничество с оперативными сотрудниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года – с иностранными спецслужбами. От проверки, согласно законопроекту, автоматически освобождаются президент Украины и руководящий состав его администрации.
═
Проверку благонадежности чиновников доверят коррупционерам
═
Авторы документа указывают, что они взяли за основу «чешскую модель» люстрации. «Поляки провели так называемую мягкую люстрацию. Однако в польском обществе никогда не было такого количества разных стукачей и «внештатных сотрудников», как в бывшем СССР. И нам нужно не церемониться с этими людьми, а поступать максимально жестко. Только в таком случае мы сможем очистить страну от метастазов коммунистической заразы, как это сделали чехи», – пояснил один из сторонников принятия нового закона в парламенте.
Интересно, что на Украине, где сейчас развернулась активная общественная дискуссия по поводу необходимости кадровых чисток, практически не вспоминают о моделях люстрации, которые применялись государствами Балтии. Только отвечая на вопрос о том, не превратится ли люстрация в «охоту на ведьм» и не приведет ли она к расколу в обществе, идеологи этого начинания осторожно отмечают, что «на Украине не может быть, как в Прибалтике».
«С кем бы мы себя ни сравнивали в этом вопросе, но должны признать, что моральный авторитет украинских идеологов и авторов закона о люстрации настолько невысок, что не идет ни в какое сравнение с авторитетом их зарубежных коллег, которым удалось провести люстрацию», – отметил в интервью «НГ» украинский политолог, шеф-редактор журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало. По его словам, украинское общество после «оранжевой революции» готово к проведению чисток в рядах бюрократии, но в стране нет ни механизмов и инструментов такой процедуры, ни людей, которым можно было бы доверить столь сложный вопрос.
Политолог добавил, что успех подобного начинания в Чехии объяснялся, в частности, тем, что до момента люстрации был почти полностью обновлен состав судей. «Кто у нас будет осуществлять задуманное политиками? Ведь судебная система Украины коррумпирована на 99%. Можно себе представить, во что превратится люстрация, которую доверят швондерам и шариковым... Нельзя идти к демократии недемократическим путем», – уверен Полохало.
═
Юристы считают, что законопроект не выдерживает критики
═
Юристы Верховной Рады, к которым корреспондент «НГ» обратился за комментарием, сказали, что внесенный в парламент законопроект не выдерживает критики. «Его написали люди, только что вернувшиеся с баррикад и не имеющие представления о том, что в стране существуют другие законы. Или они собирались все начать с нуля, в стахановские сроки разработать новую систему законодательства и создать другую страну? Все это выглядит наивно... Такой законопроект не может быть принят. А когда его начнут дополнять и исправлять, приводя в соответствие с действующим законодательством, то дойдут до таких тонких моментов, что рано или поздно вообще махнут рукой на эту затею», – сказал один из юристов.
Большинство депутатов Верховной Рады согласны, что подобный закон на Украине принят не будет. «Попытки провести люстрацию предпринимались еще в начале 1990-х. Но как тогда, так и теперь сами законодатели не заинтересованы в такой проверке. Потому что никто этот экзамен не сдаст. Да и сдавать его некому: судьи – кто? Если я не ошибаюсь, Виктор Ющенко проходил военную службу в погранвойсках, которые тоже относились к системе КГБ?» – сказал «НГ» один из украинских парламентариев.
Это мнение разделяет и депутат Тарас Чорновил. Он подчеркнул, что в разглашении тайн прошлого не заинтересованы прежде всего сами представители команды нового президента. «Вряд ли найдется хотя бы один чиновник, который не имел отношения к КГБ», – считает депутат. Он добавил, что в таких условиях попытка провести масштабную кадровую чистку завершилась бы закулисным шантажом и расцветом коррупции. Лидер украинской Соцпартии тоже уверен, что закон о люстрации принят не будет. «Если мы начнем разбираться сейчас, кто должен попадать под статьи этого закона, то мы дойдем до 1913 года...» – считает Александр Мороз.
Многие депутаты считают, что кроме революционной романтики в основе разработки законопроекта лежали меркантильные расчеты некоторых политиков и бюрократов, которые решили воспользоваться возможностью отстранить своих конкурентов от власти и должностей. «Президент, я думаю, понимает, что механическая замена одних чиновников другими ничего не даст, – сказал политолог Владимир Полохало. – Нужно, чтобы появились новые кадры, их необходимо специально учить и воспитывать, и им придется платить приличную зарплату, чтобы они ценили свою работу и боялись брать взятки. А эта задача требует проведения не только экономической, но правовой, судебной и административной реформ. Когда это все случится?»
═
На Украине началась «ползучая люстрация»
═
В новой структуре Кабинета министров появилось Министерство по административной реформе. Однако о планах его работы говорить рано, потому что для Романа Бессмертного назначение на пост министра стало полной неожиданностью. На этой неделе вопрос реформирования структур власти обсуждали в закрытом режиме Ющенко и Тимошенко. Ни общественность, ни чиновники пока не знают, чего и когда им ждать от новой власти.
Интересно, что режим работы министерств и ведомств стал в последние дни еще более непрозрачным, чем ранее. Так, теперь даже о комментариях и интервью с представителями абсолютно всех органов исполнительной власти необходимо договариваться с помощью специальных запросов, процедура рассмотрения которых усложнилась. Представители новой власти категорически отказываются общаться с журналистами по телефону. Хотя каждый из новых министров в первый день работы заявил о намерении сделать работу своего ведомства открытой и прозрачной.
Тем временем люстрация в органах власти уже началась и свелась к кадровым чисткам. Так, на днях были уволены несколько высокопоставленных чиновников МВД, которые не поддержали «оранжевую революцию». Вчера было предложено подать в отставку руководителям государственных СМИ. По словам вице-премьера правительства Николая Томенко, изменения политики коснутся в первую очередь государственного телевидения, информагентства Украины, газеты «Правительственный курьер». В министерствах, ведомствах и даже в районных отделениях власти чиновники, которые в обязательном порядке подписывали заявления в поддержку кандидата Януковича, теперь ожидают массовых увольнений. «У нас уволился начальник и его заместители, – сказал корреспонденту «НГ» сотрудник районного отделения ГАИ. – А в соседнем отделении почти все увольняются, там работала донецкая команда, переехавшая в Киев вместе с Януковичем. Чего им ждать?» Подобные настроения царят на Украине всюду.
═
Оправданна ли месть народных масс?
═
Начало «ползучей люстрации» положил сам Ющенко, который, представляя нового руководителя Службы безопасности Украины (ближайшего соратника Юлии Тимошенко Александра Турчинова), призвал сотрудников СБУ не заниматься политикой и бизнесом, а начать проверку чистоты рядов органов власти. «Начните с таможни, милиции, закончите казначейством, Минфином и администрацией президента, – сказал президент. – Мое требование к руководителю СБУ – представить эффективность работы. Моя цель – до декабря иметь конкретные результаты».
Пока новые руководители министерств и ведомств думают, с какой стороны подойти к решению этой проблемы, народ уповает лично на Ющенко, которого воспринимает в качестве «доброго царя» и от которого ожидают справедливых решений в духе прямой демократии. Так, в среду президент вынужден был выйти на улицу и лично решать проблему, с которой к нему пришли жители Хмельницкой области. Они требовали немедленно уволить только что назначенного губернатора Виталия Олуйко, который якобы активно поддерживал Януковича и выступал против «оранжевой революции». В тот же день губернатор был уволен.
Сейчас в Киев направляются колонны студентов Ужгородского университета, которые хотят, чтобы Ющенко лично уволил ректора Василия Русина, преследовавшего тех, кто во время предвыборной кампании поддержал оппозицию.
Стихийное сведение счетов может превратиться в неуправляемую кампанию.
═
Люстрация как признак переходного периода
═
Среди стран Центральной Европы наиболее последовательно люстрацию провела Чехия (закон от 1991 г.), а также Германия (закон от 1991 г). В Болгарии, Венгрии и Словакии в силу ряда причин (в частности, из-за уничтожения архивов спецслужб) люстрация была проведена только для некоторых профессиональных групп и «угасла», когда к власти в этих странах пришли посткоммунисты.
В Польше попытки обвинить президента Леха Валенсу в связях с тайной полицией окончились провалом.
В Прибалтийских государствах вопрос о люстрации был поставлен в 1990 году в обращении Конгресса противоправно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к соответствующим Верховным Советам республик. В Латвии в марте 1993 года парламент одобрил соответствующую поправку к закону о выборах, в соответствии с которой лицам, сотрудничавшим с зарубежными разведками, запрещалось выставлять свою кандидатуру для участия в парламентских выборах.
Первой люстрационной мерой в истории посткоммунистической России стал закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года. По нему работники ЧК, ГПУ-ОГПУ, УНККВД-НКВД, МГБ, прокуратуры и судьи, участвовавшие в рассмотрении дел о политических репрессиях, несли уголовную ответственность. Фактически его выполнение саботировалось.
В декабре 1992 года депутат Галина Старовойтова внесла в Верховный Совет РФ законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима». Профессиональным ограничениям на срок 5–10 лет предлагалось подвергнуть партаппаратчиков КПСС, штатных сотрудников и агентуру НКВД-МГБ-КГБ-МСБ-МБР. В 1997 году Старовойтова повторно пыталась внести этот документ на рассмотрение ГД РФ, но закон так и не был принят.
═
Киев