Вчера в Москве началось совещание заместителей министров иностранных дел стран – участниц СНГ. Сотрудники МИДа собрались, чтобы обсудить реформу Содружества. О том, как сделать СНГ более эффективным, способным оперативно реагировать на любые события, включая всевозможные угрозы, говорят на различных уровнях давно. Но воз и ныне там. На сей раз, по словам начальника управления информации, пресс-секретаря белорусского МИДа Андрея Савиных, высокопоставленные дипломаты рассмотрят вопрос формирования постоянно действующего совещания руководителей силовых ведомств стран СНГ при Совете глав государств, в состав которого войдут генпрокуроры, главы МВД, руководители органов безопасности и спецслужб, командующие погранвойсками, руководители налоговых и таможенных служб. И все это для того, чтобы повысить стратегическую роль Совета глав государств, разгрузить лидеров стран СНГ от второстепенных вопросов, которые должны решаться на уровне соответствующих министерств и ведомств. Именно это предложение было высказано президентом Нурсултаном Назарбаевым в ходе последнего саммита Содружества в Астане.
В течение почти трех месяцев разрабатывались эти предложения. Так, в рамках СНГ должны упразднить совет министров обороны, экономический суд, межгосударственный статистический комитет и целый ряд других структур. Кардинальному изменению подвергнется исполком СНГ, на треть сокращается штат его сотрудников. Ключевой пункт намеченной реформы – создание совета безопасности СНГ. Разработчики надеются, что это обновит Содружество и сделает его более дееспособным.
По мнению многих экспертов, последние инициативы вряд ли смогут помочь СНГ, поскольку оно слишком неуклюжее, неповоротливое и забюрократизированное. Но самое главное, у этой структуры не было и вряд ли будет четкая стратегическая цель. Наблюдатели склонны считать, что сейчас больше перспектив у региональных организаций – таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, ШОС. И судя по всему, большинство стран ставку будут делать именно на региональное сотрудничество.
Впрочем, многие лидеры стран СНГ не исключают, что организация еще жива, но сомневаются в ее перспективах. Так, президент Армении Роберт Кочарян считает, что «главная реформа СНГ должна заключаться в том, чтобы принятые нами решения выполнялись». «Я не сомневаюсь, что потенциал у организации есть, нужно только более точно определить наши задачи и исходя из этого создавать такие инструменты, через которые эта задача может быть наиболее эффективно решена», – сказал он.
Президент Узбекистана Ислам Каримов менее оптимистичен. В интервью корреспонденту «НГ» он заявил, что несмотря на то, что «СНГ формально живо и перспективы у него в принципе имеются, точнее ответить на этот вопрос можно будет только после того, как прояснится позиция Украины, Молдавии, Грузии и некоторых других стран. Содружество уже не может делать вид, будто за последнее время ничего не произошло». По словам узбекского лидера, «СНГ не способно принимать самостоятельные решения».
Аналогичное мнение высказал «НГ» и бывший министр обороны Грузии, а ныне госминистр и вице-премьер грузинского правительства Георгий Барамидзе. Он прямо заявил, что не ездит на регулярно организуемые заседания Совета министров обороны стран СНГ только потому, что «эти мероприятия стали пустой говорильней» и их участники лишь «делают вид, что решают важные вопросы». По словам Барамидзе, в этом смысле для него куда полезнее прямые двусторонние переговоры с тем же главой Минобороны РФ Сергеем Ивановым или с другими коллегами по СНГ.
Вместе с тем, по словам белорусского дипломата Андрея Савиных, работа предстоит немалая. «Для наращивания контртеррористического и антинаркотического потенциала государств – участников СНГ предлагается усилить координацию мер, принимаемых в рамках антитеррористических структур СНГ, с другими региональными организациями».
По завершении этой работы планируется представить проекты соответствующих документов для рассмотрения на заседании Совета министров иностранных дел СНГ 18 марта в Минске.