Вчера парламент Киргизии после острых дебатов внес изменения в Избирательный кодекс, которые отменяют запрет на участие в парламентских выборах дипломатам и другим госслужащим, командированным на работу за границу. Таким образом, депутаты Законодательного собрания частично отменили так называемый ценз оседлости, запрещающий участвовать в выборах тем, кто не проживал в республике последние пять лет. Именно по этой причине киргизский Центризбирком уже отказал в регистрации четырем дипломатам, в том числе и бывшему министру иностранных дел республики Розе Отунбаевой, которая несколько последних лет работала в зоне грузино-абхазского конфликта заместителем спецпредставителя генсека ООН.
Запретительный раж ознаменовался рядом нелепостей. В частности, ЦИК отказался зарегистрировать главного редактора популярной бишкекской газеты «Общественный рейтинг» Болотбека Марипова, поскольку у него обнаружен перерыв в столичной прописке. Доводы журналиста о том, что он ни на день не покидал Бишкек, а временное отсутствие в паспорте штампа о прописке связано с тем, что он продал свою прежнюю квартиру и на оформление ушло несколько месяцев, в расчет не приняли.
Подобных фактов уже на старте предвыборной борьбы набралось немало, и оппозиция решила действовать. Акции протеста в Бишкеке начались сразу после Нового года. Первая же серьезная проба сил пришлась на минувшую среду, когда лидеры оппозиционного движения «Ата-Журт» («Отечество») вывели на центральные улицы киргизской столицы сотни сторонников. Митинг и последовавший за ним марш оппозиции у стен президентской резиденции и парламента сопровождались скандированием требований «Допустите послов к участию в выборах!», «Акаев, не нарушай Конституцию!». Выступая на митинге, сопредседатель движения «Ата-Журт» Роза Отунбаева обвинила киргизские власти в том, что «парламентские выборы и на этот раз проходят по заранее написанному сценарию, используется подкуп, незаконная агитация, очернение оппозиции». Власть, по словам Отунбаевой, все это видит, но никак не реагирует. В таких условиях оппозиция намерена продолжать акции протеста и привлекать к ним все больше людей. Оппозиционеры рассчитывают, что к акциям в Бишкеке со временем подключится и провинция. «Если заволновался центр, то для регионов это сигнал к началу действий», – заявила Роза Отунбаева.
Примечательно, что в Киргизии, как ранее в Грузии и на Украине, оппозиция окрасила свои акции в определенные цвета. Так, «Ата-Журт» избрало партийным цветом желтый. Под розовыми знаменами идет на парламентские выборы другая оппозиционная сила – «Народное движение Киргизии», одним из лидеров которого является экс-премьер Курманбек Бакиев. Эти «колористические изыски» оппозиции уже удостоились резкой оценки с самого «верха»: после первых же митингов в Бишкеке президент Аскар Акаев заговорил о зреющей в Киргизии опасности «желто-коричневой чумы». В стане оппозиции такую оценку восприняли с явным недоумением. Во-первых, коричневого цвета в арсенале оппозиции нет, а во-вторых, желтый, как и розовый, – это цвет лучших в мире киргизских горных тюльпанов. Кстати, в «Ата-Журте» сочли необходимым напомнить главе государства и другую ассоциацию: мол, желтый свет светофора – это сигнал к скорому началу движения...
При этом собственную символику пустили в ход и те, кто в Киргизии против перемен. Так, на домах активистов «Ата-Журта» с недавних пор появились оранжевые изображения американского доллара. По поводу этих «меток» Роза Отунбаева предположила, что по замыслу их авторов оранжевые доллары должны указывать на продажность оппозиции, а также на то, что ее подпитывает Запад. Все это, считает сопредседатель «Ата-Журта», не что иное, как «грязная политическая игра». При этом она не исключила, что к подобной «настенной живописи» могут быть причастны не только местные, но и приезжие политтехнологи.
Между тем киргизские силовики разглядели в активизации оппозиции зловещие планы неких экстремистских сил. Как заявил журналистам председатель Службы национальной безопасности Киргизии Калык Иманкулов, «экстремисты могут ангажировать кандидата в депутаты, чтобы через него лоббировать законы и превратить Киргизию в базу для завоевания всей Ферганской долины». Глава СНБ не исключил, что в предвыборный период в Киргизии проявит себя и такая радикальная исламистская организация, как «Хизб ут-Тахрир». Тем более, отметил он, у киргизских спецслужб есть информация, что «кое-кто из числа еще недостаточно раскрученных политиков не исключает варианта организации беспорядков». «Но мы не собираемся быть сторонними наблюдателями и такой сценарий пресечем в зародыше, причем только законными действиями», – подчеркнул Калык Иманкулов.
Местные правозащитники оценили эти слова главы СНБ как откровенную попытку запугать людей. Как сказала в телефонном интервью «НГ» директор бюро по правам человека и соблюдению законности Наталья Аблова, «подобные заявления властей еще больше накаляют обстановку в республике и могут стать своеобразным запалом».
Опасения высшего киргизского руководства относительно того, что в Бишкеке некие силы пытаются повторить не то грузинский, не то украинский «революционный сценарий», представители оппозиции считают надуманными. Хотя и не исключают революционных перемен. «Если у нас все-таки дойдет до революции, то она будет осуществлена по киргизскому сценарию. Мы не хотим, чтобы кто-то вмешивался в наши внутренние дела», – сказала «НГ» Наталья Аблова.
Принятые парламентом Киргизии поправки к Избирательному кодексу должен утвердить президент Аскар Акаев. По мнению лидеров оппозиции, судьба этих поправок станет для Акаева тестом на верность принципам демократии.
Пока же президент подписал указ о созыве 5 февраля, за три недели до парламентских выборов, Курултая народа Киргизии. Как отмечается в указе, Курултай созывается для подведения итогов Года социальной мобилизации и добросовестного управления, а также повышения эффективности взаимодействия органов государственного управления, местного самоуправления и гражданского общества в интересах социальной стабильности, мира и согласия в республике.