0
1268
Газета СНГ Интернет-версия

18.01.2005 00:00:00

Внешнеполитическая халтура

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - профессор, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН

Тэги: снг, геополитика


Наступивший 2005 год сулит серию новых сюрпризов на постсоветском пространстве.

На март намечены парламентские выборы в Молдавии. От предстоящего расклада политических сил зависят пути решения многих вопросов молдавской внешней политики – характер отношений с Россией, Украиной и Румынией, сохранение нейтралитета или придание динамики курсу на евроатлантическую интеграцию.

Предстоит поиск подходов к урегулированию приднестровской проблемы. Если парламентские выборы пройдут в Молдавии в русле тех же политических настроений, которые привели к власти в соседней Румынии либеральную оппозицию, то Кишинев будет еще более активно настаивать на соблюдении решений Стамбульского саммита 1999 года, ликвидации российского военного присутствия и введении в зону конфликта многонационального миротворческого контингента. Тирасполь ответит на это дальнейшим ужесточением своей позиции. В этом случае России, оказывавшей на протяжении последних десяти лет активную поддержку сепаратистскому режиму Приднестровья, придется решать здесь не менее, если не более сложные проблемы, чем те, с которыми она столкнулась в Абхазии.

Болевые точки постсоветского пространства возникают все чаще из-за неумения или нежелания прежних элит учитывать набирающие силу тенденции к утверждению демократических норм в политике и обществе. В апреле армянская оппозиция отметит двухлетний юбилей принятия Конституционным судом Армении постановления об организации референдума о доверии президенту Роберту Кочаряну ввиду сомнительных итогов голосования по его кандидатуре на президентских выборах 2003 года. Попытки оппозиции провести это решение в жизнь были в апреле 2004 года подавлены силовыми структурами. Судя по всему, этот же сценарий будет повторен и в наступающем году. Армения подвергается возрастающему международному давлению из-за отсутствия конструктивных шагов по урегулированию нагорнокарабахской проблемы и освобождению оккупированных районов Азербайджана. Россия же вопреки очевидной логике опирается на режим Кочаряна, оказывая ему существенную поддержку, в том числе и в военной сфере. Именно поэтому, по оценкам представителей набирающей силу оппозиции, Москва стремительно теряет влияние и авторитет в армянском обществе.

Нарастающий на постсоветском пространстве негатив во взаимоотношениях с Москвой не всегда лежит на поверхности, но он присутствует и в политике лидеров стран Центральной Азии, и в политике белорусского батьки Лукашенко. СНГ все в большей степени становится своего рода дискуссионным клубом, а продвигаемые в его рамках проекты едва ли реализуемы, о чем говорят попытки создания ЕЭП в составе России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

В противовес этому не исключена активизация на базе конкретных общих интересов группировок типа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). К тому же большинство стран СНГ подвержено усиливающейся ориентации на внешний мир, и в этих условиях сохраняющиеся у Москвы иллюзии и отсутствие основанной на учете существующих реалий стратегии оборачивается для нее опасными просчетами.

Болевые точки постсоветского пространства возникают все чаще из-за неумения или нежелания российской политической элиты учитывать набирающие силу тенденции к утверждению демократических норм в политике и обществе.

Самым слабым звеном прошлогодней стратегии и тактики Кремля оказалась Украина, где в период президентских выборов была развернутая не имеющая в мире аналогов кампания поддержки прокремлевского кандидата. По мнению Глеба Павловского, Россия «в недостаточной степени принимала участие в украинских делах», хотя если ее в чем-то и можно упрекнуть, то как раз в слишком активных попытках сохранить подконтрольный ей режим советского образца, не чураясь разжигания сепаратистских настроений в русскоговорящих южных и восточных областях Украины. Но даже и эту задачу кремлевские политтехнологи не смогли грамотно реализовать, не разобравшись не только в межклановых противоречиях, но и в особенностях украинского национального менталитета, ярко проявившегося на изломе поколений. Солидная немецкая газета «Frankfurter Allgemeine» расценила поэтому результаты «агрессивного вмешательства» российских «консультантов» как «внешнеполитическую халтуру».

Вмешательство России в избирательный процесс в Абхазии на всех его этапах было еще более грубым. Втянувшись в сугубо внутренний и по сути нелегитимный процесс выборов в самопровозглашенной республике, Россия в итоге многое может потерять, поставив защиту своих и чужих клановых структур выше национальных интересов. Пока же это ощутимо ослабило позиции Москвы не только в самой Абхазии, но и в отношениях с Тбилиси. Если Россия претендует на то, чтобы стать цивилизованной, демократичной страной, имеющей нормальные отношения с соседями, рано или поздно ей придется отказаться от поддержки сепаратизма, в том числе и в Абхазии. И чем раньше, тем лучше.

Опыт российской политики в Грузии, Молдавии, на Украине обнажил также опасность все большего сползания России к геополитическому противостоянию, а в ряде случаев и к конфронтации с евроатлантическими структурами – Евросоюзом и НАТО, а в перспективе и с США.

Зачем Москва, которая так упорно работала над укреплением своих позиций на Западе, транжирит все в ходе конфронтации, от которой она все равно ничего не выиграет? Действительно, трудно себе представить ситуацию, при которой, действуя в рамках политической логики, стоило бы идти на обострение отношений одновременно с Евросоюзом, ОБСЕ и НАТО, а в перспективе и с США. Похоже, что в дни украинского кризиса температура в отношениях России с Западом достигла низшей точки со времен холодной войны. Сможет ли Россия, оставшись в одиночестве, выдержать даже «прохладную конфронтацию» со всем внешним миром? И как это может повлиять на продвижение курса ее внутренних реформ?

Тем более что государства постсоветского пространства все активнее выбирают европейский вектор развития, и над этим стоит задуматься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1260
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3128
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2225
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1781

Другие новости