Сергей Иванов категорически против любых «цветных революций» в странах СНГ.
Фото Reuters
Ростом революционных тенденций в странах СНГ озаботились не только российские политики, но и руководство Минобороны РФ. Глава этого ведомства Сергей Иванов, выступая на прошлой неделе в Нью-Йорке перед участниками неправительственного Совета по международным отношениям на тему «Мир в XXI веке: противодействие новым вызовам и угрозам», прямо заявил, что Россия будет «остро реагировать на экспорт революций в страны СНГ, какими бы цветами они ни прикрывались – розовыми, голубыми или серо-буро-малиновыми».
В чем конкретно может проявиться «острая реакция» Москвы на экспорт «цветных революций», министр Иванов не пояснил. Но то, что Россия на эти процессы вполне может ответить мерами военно-политического и оперативно-стратегического характера, вполне можно предположить. Не случайно ведь в своем почти часовом выступлении министр обороны РФ основное внимание уделил именно российскому военному присутствию в постсоветских странах. По словам Иванова, интерес к государствам СНГ, в том числе и оборонный, «для России является приоритетным». «Сегодня наше военное присутствие есть во всех странах Содружества, за исключением Туркмении и Узбекистана», – отметил министр. Хотя «наличие иностранных военнослужащих в странах СНГ является очень чувствительным для России вопросом», Сергей Иванов не считает серьезной помехой то обстоятельство, что в некоторых из этих стран по соседству с российскими базами находятся американские или натовские военные объекты. В частности, по его словам, на территории Киргизии в 30 километрах друг от друга находятся российская и американская военные базы. «Они живут мирно», – сказал Иванов и дал понять, что против такого соседства Россия ничего не имеет. Как не имеет никаких претензий к тому, что странам СНГ оказывается иностранная военная помощь.
Впрочем, такая благосклонность главы российского министра распространяется не на всех партнеров по СНГ. Во всяком случае, не на Грузию, откуда, собственно, и пошла по Содружеству революционная волна, докатившаяся уже до Украины. «Что касается Грузии, то там есть российские военные базы, и появилось американское присутствие, которое, в частности, выражается в подготовке американскими специалистами грузинских военнослужащих к участию в миротворческих операциях за пределами Грузии, в том числе в Ираке». Против такого положения дел глава Минобороны РФ вроде бы не возражает. Но для него «принципиально важно» другое: чтобы эти военнослужащие потом не участвовали во внутренних конфликтах – в Абхазии или Южной Осетии.
На пассажи министра сразу же отреагировал официальный Тбилиси. Спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила: «Очень жаль, что российские политики никак не хотят понять, что стабильность в Грузии, или строительство грузинской армии, или ее сотрудничество с дружественными государствами не угрожает безопасности и законным интересам России».
Непоследовательными назвала заявления Иванова об обеспокоенности Москвы американским присутствием в республике и глава грузинского МИДа Саломэ Зурабишвили. По ее мнению, Грузия не стала бы возражать, если бы в подготовке грузинских военных участвовали российские специалисты. «Но, видимо, Россия для такого шага не готова», – сказала она журналистам. В свою очередь, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили заявил, что высказанные Сергеем Ивановым претензии к Грузии уже «ничего не меняют».
Неоднозначно оценивают заявления Иванова и в России. В частности, академик Академии военных наук РФ Владимир Попов считает, что жесткие слова министра обороны по проблемам безопасности в СНГ обусловлены новыми принципами геополитики, которые вырабатываются сейчас в России. «Не секрет, что былое влияние Москвы в ряде стран Содружества утрачивается. Украина и Грузия – это только первые звоночки. Поэтому Кремль намерен отстаивать свои интересы различными способами и методами. В том числе, видимо, и с помощью оборонного мускула. Именно так надо расценивать выступление Сергея Иванова в Нью-Йорке, которое, как известно, предшествует запланированной на февраль в Словакии российско-американской встрече на высшем уровне», – отмечает российский эксперт.