Дочь Акаева Бермет сильно раздражает оппозицию своим стремлением заниматься большой политикой.
Фото ИТАР-ТАСС
Следующей республикой СНГ, где может повториться украинский сценарий, будет Киргизия. Об этом говорят известные эксперты, в этом не сомневаются и сами киргизские оппозиционеры. Они уже выбрали цвет для своей революции – желтый. Повязав ярко-желтые шарфы и ленточки, они всю минувшую неделю митинговали на центральной площади Бишкека, требуя отставки президента и правительства. Многие из объективных и субъективных факторов, предопределивших революции в Грузии и на Украине, сегодня имеют место не только в Киргизии, но и в соседнем Казахстане.
═
«Киргизский Ющенко» пока в тюрьме
═
На днях Акаев сделал ряд упреждающих заявлений. Он сообщил, что «на очереди у политических сил Запада еще несколько стран», однако Киргизия не допустит экспорта в страну «бархатных революций». Демократия, по мнению киргизского лидера, не должна насаждаться извне, а тем более в виде революций. Выступая на расширенном заседании правительства, Акаев констатировал: «Самое опасное и то, что у наших доморощенных провокаторов теперь появились квалифицированные тренеры, научившиеся из провокаций высечь пламя разного цвета революций».
Так президент реагировал на ежедневные митинги протеста, которые проходили перед зданием парламента начиная с 7 января. Постепенно среди лозунгов появились требования об отставке президента и правительства.
«Акаев растерян и не может определиться, как ему быть: перехватить ли инициативу у оппозиции или все-таки попытаться использовать те методы, которые он использовал два года тому назад, – считает эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко. – Публика, которая выступает против него, сейчас намного более организована и более консолидирована. Кроме того, оппозиция получает поддержку общества. Акаев и его окружение упустили момент, когда у оппозиции возник достаточно устойчивый и энергичный социальный базис».
Действительно, в Киргизии сегодня существуют те же предпосылки, которые привели к «бархатной революции» на Украине. Есть полное разочарование населения в бессменно правящей элите – Аскар Акаев на своем посту уже 15 лет. Есть достаточно влиятельная на родине и поддерживаемая на Западе контрэлита – плеяда государственных деятелей первого ранга, оказавшихся в оппозиции (см. таблицу). Есть разветвленная сеть оппозиционных СМИ и определенный опыт уличной борьбы. Есть и харизматичный лидер – Феликс Кулов, который пока сидит в тюрьме и которого Запад считает политзаключенным.
Правда, единства среди оппозиции нет, она разбита на несколько блоков. Во главе каждого из них стоят бывшие сподвижники президента Акаева. О своем намерении участвовать в президентских выборах в октябре 2005-го уже заявили многие оппозиционеры, в том числе депутат Ишенбай Кадырбеков, которого называют серым кардиналом или мозговым центром оппозиции.
«Судя по заявлениям киргизской власти, она сейчас ужасно напугана украинскими событиями и будет делать все, чтобы структуру оппозиции нейтрализовать и разрушить, – считает директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. – Но тут уже, как во всех революциях, решает вопрос, насколько далеко этот процесс зашел. Попытка репрессий может стать действительно эффективной, а может оказаться и контрпродуктивной и разогреет этот процесс еще больше».
═
Из Казахстана от греха изгоняют Сороса
═
В Казахстане ярко выраженные протестные настроения сильны в трех ключевых городах: столице Астане (где большинство населения – государственные служащие с низкой зарплатой и нерешенными социальными проблемами), Алма-Ате, считающейся «городом оппозиции», и нефтяной столице – Атырау, где царит засилье иностранных инвесторов, что раздражает местное население (казахстанские рабочие получают зарплату минимум в два раза меньше, чем иностранцы).
В Казахстане, в отличие от Киргизии, оппозиция достаточно сплоченная, и ее также возглавляют высокопоставленные отставники. Три ведущие оппозиционные партии объединились недавно в Координационный совет демократических сил. Один из лидеров оппозиции, экс-губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов, как и главный киргизский борец с режимом, сидит в тюрьме и признан международным сообществом политзаключенным. Политическую активность в последний год стала проявлять и молодежь. В начале декабря 2004 года по стране прокатилась волна студенческих недовольств, приведшая к отставке министра образования.
Интерес к республике также проявляют США: в нефтегазовом секторе работают преимущественно американские инвесторы. И именно в США идут судебные слушания по делу «Казахгейта» – о даче взяток американским чиновником президенту Казахстана за льготы в нефтяных контрактах. Американская пресса все чаще называет Назарбаева «азиатским диктатором».
Разговоры о возможности «бархатной революции» усилились внутри самого Казахстана. Об этом заявляют депутаты с парламентской трибуны, делают осторожные намеки представители властной элиты. Новый год в Казахстане начался с судебного решения о ликвидации партии «ДВК» как «экстремистской». А накануне новогодних праздников уголовное дело по обвинению в неуплате налогов возбуждено в отношении благотворительного фонда «Сорос–Казахстан». По мнению представителей Фонда, это является «попыткой правительства вынудить фонд «Сорос–Казахстан» к прекращению работы в стране».
Правда, в скорую казахскую революцию опрошенные нами эксперты не верят, но говорят, что местным оппозиционерам вполне по силам усилить свое влияние на политику страны.
Для России все это будет иметь ощутимые последствия. Россия может оказаться в кольце государств, которые не только перестанут являться нашими главными союзниками, но встанут на прямо противоположный путь развития. Опыт Украины и Грузии показывает, что надменные и прямолинейные попытки Москвы предотвратить реализацию таких сценариев приводят к обратному результату.
═
Астана
═
Оппозиционный ресурс, представляющий угрозу правящим режимам Казахстана и Киргизии
═
═ | Киргизия | Казахстан |
Высокопоставленные бывшие чиновники, перешедшие в оппозицию | Феликс Кулов – экс-вице-президент; Мисир Ашыркулов – бывший министр нацбезопасности; Марат Султанов – бывший министр финансов; Курманбек Бакиев – экс-премьер-министр; Муратбек Иманалиев – бывший министр иностранных дел; Ишенбай Абдуразаков ≈ бывший госсекретарь; Ишенгуль Болджурова – экс-министр образования; Роза Отунбаева – экс-министр иностранных дел. | Галымжан Жакиянов – экс-губернатор Павлодарской области; Ораз Жандосов – экс-вице-премьер; Алихан Байменов – экс-министр труда; Алтынбек Сарсенбаев – бывший посол Казахстана в России и экс-министр информации; Жармахан Туякбай – экс-спикер мажилиса и бывший генпрокурор страны; Серикболсын Абдильдин – экс-депутат Верховного Совета и мажилиса. |
Наиболее крупные оппозиционные структуры страны | Оппозиция Киргизии разбита на несколько блоков. Гражданский союз ⌠За честные выборы■, движение ⌠Жаны багыт■, ⌠Народное движение Кыргызстана■, куда вошли Партия коммунистов, Коммунистическая и Республиканская партии, а также партии ⌠Асаба■, ⌠Демократическое движение Кыргызстана■, ⌠Кайран эл■, ⌠Новый Кыргызстан■, ⌠Эркин Кыргызстан■, ⌠Эркиндик■; ⌠Ата-Журт■; блок партий ⌠Ар-Намыс■ и ⌠Ата-Мекен■. | Сегодня в Казахстане три оппозиционные партии – ⌠Демократический выбор Казахстана■, Коммунистическая и партия ⌠Ак жол■, объединившиеся недавно в Координационный совет демократических сил (КСДС). В тесном контакте с КСДС работают и ряд общественных организаций, среди них – Международное бюро по правам человека и соблюдению законности, движение пенсионеров ⌠Поколение■. |
Оппозиционные СМИ | Главным рупором демократии в год выборов станут негосударственные газеты – ⌠МСН■, ⌠Лица■, ⌠Республика■, ⌠Трибуна■, ⌠Демократ■, ⌠Агым■, ⌠Аалам■ и другие. Ведущих оппозиционных телеканалов нет. | Оппозицию поддерживают ряд независимых и популярных в стране СМИ – республиканские еженедельники ⌠Время■ и ⌠Республика■, телеканал ⌠31■, оппозиционная газета ⌠Соз■. |