С сенсационным заявлением выступил на днях в Баку президент BР-Azerbaijan и Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) Дэвид Вудворд. На специально созванной во вторник пресс-конференции он заявил, что акционеры нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан рассматривают варианты возможной транспортировки российской нефти по этому трубопроводу в турецкий порт Джейхан. В качестве возможного участника этого проекта Дэвид Вудворд назвал компанию ТНК-BР, которая ведет добычу нефти в России. И хотя, по его словам, конкретные переговоры по этому вопросу еще не начаты, однако такая перспектива «уже обсуждается на уровне экспертов компаний». Российскую нефть, сказал Вудворд, можно будет доставлять в Баку путем обратной прокачки по нефтепроводу Баку–Новороссийск, и это станет возможным уже в середине 2006 года. В настоящее время компания ТНК-BР для прокачки своей нефти на западные рынки использует в реверсном режиме украинский нефтепровод Одесса–Броды.
Как сказали «НГ» в пресс-службе ТНК-BP, проработка возможности подключения этой компании к азербайджанскому «проекту века» на уровне экспертов идет, однако говорить о каких-то конкретных итогах этой работы «пока рано».
Между тем, как считает Дэвид Вудворд, к трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан могут подключиться и те российские компании, которые сейчас доставляют свою нефть в Астрахань, а оттуда – в иранский порт Нека. «После намеченного на второе полугодие 2005 года ввода нашего трубопровода в строй у них появится реальная возможность воспользоваться более выгодным маршрутом на Джейхан», – считает президент BР-Azerbaijan.
Эксперты в Баку отмечают, что Дэвид Вудворд озвучил сенсационную новость вскоре после недавнего визита президента РФ Владимира Путина в Турцию. Там в числе других обсуждалась и идея подключения России к трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, однако тогда российские официальные лица ограничились ничего не значащими заявлениями. Теперь же оказалось, что такой вариант может оказаться реальностью и по этому вопросу уже идет работа на уровне экспертных групп. Авторитетный в этой области азербайджанский аналитик Фуад Ализаде считает, что в основе столь неожиданной смены позиции Москвы по отношению к проекту Баку–Тбилиси–Джейхан лежат не столько экономические, сколько политические соображения.
«С самого начала, как только зародилась идея строительства нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, Москва выступала против реализации этого проекта, – сказал Фуад Ализаде «НГ». – По сути, вся деятельность спецпредставителя президента России на переговорах по определению статуса Каспия, замминистра иностранных дел РФ Виктора Калюжного была направлена на торпедирование данного проекта. В Москве не раз заявляли о нерентабельности и политическом характере данного проекта».
По словам азербайджанского эксперта, дело дошло до того, что «ЛУКОЙЛ» продал свою 10-процентную долю в разработке азербайджанского месторождения Азери–Чираг–Гюнешли, которая давала российской компании преимущественные права на участие в проекте Основного экспортного трубопровода (ОЭТ). Кроме того, «ЛУКОЙЛ» собирался продать свою долю в газоконденсатном месторождении Шахдениз и вообще уйти с Каспия.
Теперь, считает Ализаде, стало ясно, что жесткая линия, направленная на торпедирование строительства трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан, потерпела фиаско. «Виктора Калюжного убрали. А «ЛУКОЙЛ» вдобавок к собственным 5% в проекте Шахдениз прикупил еще столько же у итальянцев. Однако поезд, что называется, уже ушел. В данный момент «ЛУКОЙЛ» не имеет никакой доли в проекте Баку–Тбилиси–Джейхан. А это значит, что Россия потеряла возможность через собственные нефтяные компании влиять на экспорт энергоносителей не только с азербайджанских, но и с других месторождений Каспийского региона», – отметил эксперт.
По его словам, в принципе Россия не имеет никаких проблем с транспортировкой своих собственных энергоресурсов на мировые рынки. «Но в Москве не могут не учитывать усиление американской политико-экономической экспансии на Южном Кавказе. Отсюда и попытки хоть как-то усилить экономические рычаги влияния на Азербайджан», – считает Фуад Ализаде.
Баку