Состоявшиеся вчера выборы в туркменский парламент (меджлис) войдут в историю независимого государства как первые выборы, проведенные без международных наблюдателей. Президент Ниязов давно отказался от мысли приглашать к себе иностранцев. Поскольку, по его словам, «руководство Туркмении выстраивает демократические процессы не под диктовку извне, считая главным соответствие народному опыту и национальным ценностям». Он был недоволен тем, что Запад не оценил «демократические преобразования» в его стране и дал определение всего лишь как «поэтапное внедрение в общество демократических ценностей». В свете этого Туркменбаши, надо думать, решил вообще отказаться от присутствия посторонних глаз.
За ходом голосования по всей республике следили 200 местных наблюдателей. Правда, незадолго до выборов появилась информация, что иностранные представители могут подать соответствующие прошения, однако, судя по всему, желающих не нашлось.
Конкурс на выборах был небольшим. На 50 мест в законодательном органе претендовали всего 139 кандидатов. Разумеется, все они лояльны президенту. Как сообщала Би-би-си, аккредитованные в Ашхабаде иностранные дипломаты были солидарны по поводу избирательной кампании, назвав ее «фикцией, организованной руководством Туркмении, все кандидаты единодушно поддерживают президента Ниязова, да и сам меджлис собирается в основном для того, чтобы одобрять указы Туркменбаши».
Парламент избирается на 5 лет. Деятельность депутатов при этом координируют 5 комитетов: по экономике и социальной политике; по науке, образованию и культуре; по правовым вопросам; по сводному законодательству; по международным и межпарламентским связям. Кроме того, парламентарии являются членами Халк Маслахаты (Народного совета) – высшего законодательного органа страны, в состав которого можно попасть только благодаря личному одобрению Туркменбаши.
По сообщению председателя Центральной избирательной комиссии Мурада Каррыева, воскресные выборы признаны состоявшимися. Граждане проявили невиданную до сих пор активность. К полудню (в Москве в это время было 10 утра) на избирательные участки пришли 61,38% зарегистрированных в стране избирателей, а уже вскоре участки и вовсе закрылись для пересчета бюллетеней. Впрочем, не пойти на выборы – значит навлечь на себя возможность наказания. Результаты голосования передавались в центр по телефону и телеграфу, срочно установленному на всех избирательных участках. Кстати, список лиц, избранных депутатами парламента, будет опубликован не позднее чем через 10 дней после выборов.
Конечно, если оценивать прошедшие выборы с точки зрения ОБСЕ или других международных организаций, то властям можно предъявить целый список претензий по поводу соблюдения критериев, необходимых при свободном голосовании. Однако, как уже было сказано, для Туркменбаши мнение международных организаций не является авторитетным, поскольку главными для него остаются народный опыт и национальные ценности. Похоже, что именно с этими приоритетами связано отсутствие в Туркмении голосования по партийным спискам.
Президент Ниязов не устает повторять, что Туркмения «в полной мере учитывает опыт и традиции предков, которые оставили нам богатое наследие демократической организации общества азиатского типа». Обращаясь к своему народу, он заявил, что «верховенство Конституции, уважение к закону, приверженность демократическим ценностям, правам и гарантиям нормальной жизни каждому гражданину» и впредь будут оставаться главными в возглавляемом им государстве.
Вот только ООН почему-то постоянно выражает обеспокоенность нарушениями прав человека в стране и чуть ли не на каждой сессии принимает раздражающие слух Туркменбаши резолюции.