В штабе Януковича полностью исключают, что суд утвердит победу Ющенко.
Фото Reuters
Несмотря на коллизии в Верховной Раде, в штабе Януковича – атмосфера спокойствия и уверенности в скорой победе. Штаб вопреки слухам не был распущен после ухода его начальника Сергея Тигипко и его команды. Более того, проведя в этом солидном заведении несколько часов, корреспондент «НГ» пришел к выводу, что это один из немногих островков умиротворенности во взбудораженном Киеве.
Сторонники Януковича сидят в бывшем кинотеатре «Звездный». Здесь давно уже не крутят кино и, судя по всему, в ближайшее время не собираются. Если в обычном кинотеатре стены фойе украшены портретами артистов и режиссеров, то здесь на всех этажах – фотографии премьера и без пяти минут президента. Играющего в теннис, встречающегося с тружениками села, шахтерами, деятелями искусств. Теперь это, правда, не предвыборный штаб Януковича, а просто офис возглавляемой им Партии регионов Украины. Перед фасадом – небольшая толпа в сине-белой раскраске. Время от времени от нее отделяются несколько человек, подбегают к проезжей части и без особого энтузиазма помахивают двухцветными флагами. Посетители входят не через дверь, а через тяжелые чугунные ворота, которые неохотно открывают похожие на спецназовцев охранники.
Штабисты и депутаты из проправительственных фракций собираются в огромном ресторане на первом этаже. В окружении десятков дорогих пиджаков я чувствую себя неуютно, но меня никто не замечает. Все взоры обращены к большому экрану, где транслируются новости телеканала УТ-1, раз за разом прокручиваются выступления Кучмы, Януковича, спикера Литвина. У штабистов приподнятое настроение и хороший аппетит – шведский стол быстро пустеет, люди активно разбирают бутерброды с лососиной.
Ко мне подходит пожилой депутат-харьковчанин. «Зачем Америка разрывает Украину? – сверлит меня укоризненным взглядом народный избранник. – Где Россия? Почему она сейчас молчит?» Я виновато пожимаю плечами. Сам он отвечать на мои вопросы не намерен. Зато не против дать интервью Тарас Чорновил, сын трагически погибшего оппозиционера первой волны. Сын делает карьеру в «партии власти» – наверное, потому, что это менее опасно для жизни. Он, правда, до последнего времени входил в одну из центристских депутатских групп, но, когда она перешла на сторону Ющенко, Чорновил объявил, что войдет в пропремьерскую фракцию.
Решение Рады об отставке правительства Чорновил считает «формально незаконным»: программа действий правительства утверждена в марте 2004-го – а значит, до марта 2005-го кабинет министров распустить нельзя. «С другой стороны, Ющенко действует не по законам, а по понятиям», – сетует депутат. Но больше всего его возмущает позиция Кучмы: «Это хорошо разыгранная пьеса по сценарию Леонида Даниловича». Чорновил предполагает, что в нынешней критической ситуации Европа попросит Кучму остаться. А на следующих выборах он снова будет баллотироваться на пост президента: «Нужно было выбить из игры двух игроков». Косвенное подтверждение того, что Кучма в отличие от Януковича продолжает контролировать ситуацию, – отказ глав восточных областей от референдумов после того, как свое недовольство этим выразил президент.
Мы не успеваем продолжить разговор, Чорновила отзывают куда-то «наверх». Известно, что в кинотеатре свои кабинеты есть у Виктора Януковича и людей из его ближайшего окружения. Но они в этом здании появляются нечасто – здесь в основном работают чиновники рангом пониже.
Экскурсию по штабу продолжает для меня зампред партии Виктора Медведчука СДПУ (о) и одноименной фракции Владимир Заец. Мы поднимаемся в большой современный зрительный зал, где, судя по агитационному оформлению, проходили предвыборные конференции. Сейчас он пуст – только на сцене сидит два десятка сотрудниц с ноутбуками. Садимся на последнем ряду. Заец говорит обиженным голосом – он никак не может отойти после попытки митингующей толпы штурмовать Раду. «Нам угрожают, что улица нас порвет на куски. Решения под давлением улицы – это издевательство над законодательным процессом. Безусловно, сегодня президент Украины должен принимать решение о наведении порядка вокруг тех учреждений, через которые осуществляется власть Украины. Власть должна применять силу, адекватную ситуации».
Я интересуюсь, как представитель парламентского руководства видит механизм применения силы против демонстрантов. «Не хочется давать какие-то рекомендации, – говорит, как бы раздумывая на ходу, Заец, – но я думаю, что можно достаточно мирно тем подразделениям, которые решают такие задачи, оттеснить людей от учреждений». Депутат не сомневается, что при желании спецназ с этим справится. К тому же оппозиционеры уже деморализованы: «Столько дней держать людей на улицах, фактически без идей, водить их кругами┘ Люди уже устали». Кстати, по штабу Януковича циркулируют слухи, что в палаточном городке «оранжевых» распространяются инфекционные заболевания, в частности чесотка.
Зампред СДПУ(о) утверждает, что власть и без того предложила вполне приемлемый компромисс. Если суд признает победу Януковича, для Ющенко предлагают пост премьер-министра. Если же результаты выборов в Донецкой и Луганской областях признают недействительными, команда премьера готова пойти на переголосование – но только в этих конкретных областях. Впрочем, другой штабист, который просил не называть его имени, сказал, что соратники Януковича рассматривают и еще один вариант: подать встречные иски о признании недействительными итогов голосования в западных областях. То, что суд утвердит победу Ющенко, в штабе его соперника полностью исключают.
В качестве «бонуса» пресс-службисты подводят ко мне одного из самых уважаемых посетителей «Звездного» – чемпиона и рекордсмена Сергея Бубку. Прыгун с шестом не скрывает растерянности. Он не очень понимает, что происходит в Киеве и зачем его отозвали из Швейцарии. Там он спокойно трудился в исполкоме Международного олимпийского комитета, а чем будет заниматься в революционной Украине, пока не знает – ему, видимо, сообщат позже. Он уже потрудился на ниве избирательной кампании Януковича, поездил в агиттуры. Сразу после второго тура вернулся в Швейцарию, однако отдохнуть чемпиону не дали. Бубка, впрочем, готов немного поработать на Януковича. Потому что сам премьер хорошо поработал на пользу национального олимпийского движения. И потому что будущее Украины – с Россией. Ведь две страны очень близки. Например, по технике прыжков с шестом. Скажем, олимпийская чемпионка Елена Исимбаева буквально копирует все приемы Сергея Бубки: сказывается дружба их тренеров и – шире – дружба двух народов. Такой тезис крыть нечем, я достаю фотоаппарат. «Хотите со мной сфотографироваться», – оживляется Бубка, хотя я еще не произнес ни слова. Он не скрывает радости, что «допрос» окончен: «Пойдемте, попозируем┘»
Покидая кинотеатр, вижу, что толпа в бело-синем стоит уже не спиной, а лицом ко входу в штаб. Замерзшие активисты что-то наперебой объясняют вышедшему к ним ответственному сотруднику. Кажется, намекают на то, что пора их «простимулировать». Сотрудник их успокаивает и спешит вернуться в теплое красивое помещение┘