– Чем объясняется столь единодушное непризнание западными странами результатов украинских выборов, обнародованных ЦИКом?
– Ни у кого на Западе не вызывают сомнения массовые фальсификации в ходе второго тура президентских выборов на Украине, а также массированное применение «черных технологий», в особенности в Донецке и Луганске, где явка порой превышает сто процентов. Еще до голосования и ЕС, и ОБСЕ, и НАТО, и отдельные государства, как, например, США, предупреждали, что выборы должны быть честными, рассматривая их как тест для дальнейших отношений. Таким образом, сегодняшняя позиция западных государств была вполне предсказуемой.
– Исключают ли на Западе возможность установления отношений с Януковичем?
– Это не исключалось априори. Другое дело, что Ющенко изначально был более симпатичен Западу, поскольку он апеллирует к модели, близкой к западной. Прежде всего имеется в виду верховенство закона. То, как были проведены выборы, позволяет усомниться, что при Януковиче Украина будет стремиться к такой модели.
– Как, на ваш взгляд, будет меняться позиция западных стран и организаций в случае, если Янукович приступит к работе в должности президента?
– Де-факто Янукович – победитель. Теперь многое будет зависеть от того, как будут развиваться события на Украине. Ключевой вопрос: прольется ли кровь? В этой ситуации реакция демократических стран, безусловно, будет крайне жесткой. Другое дело, что Запад может предпринять? Жесткость его заявлений пропорциональна его же беспомощности, у Запада нет как таковых рычагов влияния на Украине.
– Некоторые говорят о необходимости введения санкций против Киева. Что вы об этом думаете?
– Опыт показывает, что санкции против государства, как правило, не достигают своих целей. Однако вполне возможны санкции против отдельных украинских деятелей, замораживание некоторых счетов, активов.
– Белорусский сценарий возможен?
– На данном этапе нет. Янукович не воспринимается как Лукашенко, а Украина как Белоруссия. С другой стороны, сценарий изоляции Украины по белорусскому типу нельзя исключать, если, например, власть начнет стрелять в людей. Если Янукович удержится у власти, то скорее всего Украине придется пройти через временную фазу изоляции. Но рано или поздно возобладает прагматизм и с Януковичем будет найден общий язык. Нам нужно решать как двусторонние проблемы, так и проблемы в третьих странах, например в Молдавии. Украина – это ближнее зарубежье Европейского союза, даже если Россия не хочет признавать этого факта. Евросоюзу не будет безразлично, что происходит на его границах – на Украине, в Белоруссии и Молдавии. В этом регионе у Европейского союза гораздо больше реальных интересов, чем у США.