Глава МИД Казахстана уверен, что с демократией в его стране все в порядке.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
-В российских СМИ считается, что после парламентских выборов политическая ситуация в Казахстане заметно осложнилась. Может быть, пресса раздувает несуществующую проблему?
═
– Не думаю, что внутренняя ситуация в Казахстане заметно осложнилась. Трудно себе представить, что в какой-либо из стран СНГ, и даже в России, спикер парламента мог бы заявить, что он не согласен с итогами выборов, и уйти в отставку. Для нас это нормальное явление. В конце концов это проявление демократии. Хотя мы признаем, что недостатки в ходе выборов все же были и их необходимо учесть.
═
– Многие казахстанские политики публично выражали свое отношение к прошедшим выборам, не было только вашей оценки...
═
– Да, это так. В интервью с вами впервые высказываюсь на эту тему. Я министр иностранных дел и поэтому не счел возможным комментировать внутреннюю проблему. Единственное, о чем я говорил, так это о докладе ОБСЕ. Считаю, что это сбалансированный документ. Хотя мы не скрывали своего разочарования по поводу резких оценок, высказанных этой престижной международной организацией. Но я согласен с тем, что были допущены серьезные ошибки. Вместе с тем в докладе был отмечен и прогресс Казахстана в развитии демократических процессов, особенно по сравнению с выборами 1999 года.
═
– Не повлияет ли этот доклад на имидж Казахстана, претендующего на председательство в ОБСЕ в 2009 году?
═
– Казахстан стал первой страной СНГ, подавшей заявку на председательство в ОБСЕ. Надеюсь, что в международном сообществе обратят внимание на программу, которую предложил президент Назарбаев в плане демократизации. До принятия решения в 2006 году еще два с половиной года. Наша страна не остановилась в своем демократическом развитии. При строительстве демократии никто не может сбрасывать со счетов и геополитический контекст. Высший приоритет для Казахстана – это внутренняя стабильность. Без стабильности не могла бы состояться история успеха под названием казахстанский феномен, о котором сегодня говорят во всем мире. Речь идет о высоком финансовом рейтинге Казахстана, об основных социально-экономических показателях нашей страны. С точки зрения демографии, национального и конфессионального состава наше государство весьма сложное. Поэтому мы обязаны работать на внутреннюю стабильность. Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в России, в Китае, у наших соседей по Центрально-Азиатскому региону.
═
– В ведущих западных газетах после парламентских выборов появились статьи не только о финансовом феномене Казахстана, но и о демократическом...
═
– Откровенно говоря, я не знаю, кто размещал эти материалы. Официальные объяснения сотрудников секретариата верхней палаты казахстанского парламента, чьи подписи красовались под этими публикациями, сводились к тому, что это сделали доброжелатели. Думаю, что слово «доброжелатели» нужно взять в кавычки.
═
– Прежний состав парламента принял существенные поправки в налоговое законодательство. Не повлияют ли эти новации на общий инвестиционный климат?
═
– Средняя налоговая нагрузка на недропользователей, включая иностранных инвесторов, у нас самая низкая. Во всяком случае, по сравнению с другими нефте- и газодобывающими странами, например с Норвегией. Но, на мой взгляд, произошел просчет с распределением налоговой нагрузки. Иностранные инвесторы считают, что основные налоги приходятся на первые годы вложения инвестиций, хотя они должны равномерно распределяться на протяжении целого ряда лет.
Видимо, претензии к Налоговому кодексу необходимо принять во внимание. Думаю, что 10 декабря на встрече президента с основными иностранными инвесторами на очередном заседании Совета иностранных инвесторов рассмотрят эти вопросы. Если необходимо внести поправки в Налоговый кодекс в сторону улучшения инвестиционного климата, то надо это делать.
═
– Президент Назарбаев заявил, что внешнеполитический курс страны останется неизменным...
═
– Действительно, сейчас нет смысла менять внешнеполитические приоритеты, которые были определены с момента независимости страны. На первом месте для нас стоят отношения с Россией, и мы смогли достичь серьезных результатов в двустороннем сотрудничестве. Кроме того, мы хотим иметь дружественные, предсказуемые отношения с США, Китаем, с нашими среднеазиатскими соседями, с государствами Евросоюза и, конечно, с основными странами Азии и Ближнего Востока. Большие надежды мы возлагаем и международные организации, такие как ООН, ШОС, ЦАС, ОЭС, ОДКБ и, конечно же, СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП.
Почему мы не хотим менять внешнеполитические приоритеты? Да потому, что правильный выбор приоритетов обеспечил Казахстану благоприятное внешнее окружение. Мы не имеем конфронтации ни с одним государством, хотя в геополитическом плане наша страна достаточно уязвима: огромная территория, большая протяженность границы (14 тысяч километров), относительно маленькое население. Многие политологи, в том числе Збигнев Бжезинский, говорят, что именно Казахстан является местом пересечения стратегических интересов великих держав.
═
– Прочность позиций Казахстана во многом определяется энергоресурсами, возможностью маневра при определении маршрутов их транспортировки. Сейчас обсуждается строительство нефтепровода Атасу–Алашанькоу. В Москве рассчитывали, что российская нефть пойдет в Китай по нефтепроводу Ангарск–Дацин. Сейчас этот проект заморожен, и китайцы могут сделать ставку на каспийскую нефть...
═
– Мы заинтересованы в том, чтобы российская нефть участвовала в экспорте через строящийся нефтепровод из западного Казахстана в Китай. Во всяком случае, президент Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с российским премьером Михаилом Фрадковым обсуждал эту тему. Насколько мне известно, эти предложения изучаются в Москве.
Китай сейчас является вторым импортером энергоресурсов в мире, оттеснив на третье место Японию. В 2015 году объем производства нефти в Казахстане достигнет 100 миллионов тонн. Поэтому мы нуждаемся в альтернативных нефтепроводах. У нас есть соглашение с Россией, которое предусматривает экспорт казахстанской нефти через российские нефтепроводы в объеме не менее 15 миллионов тонн ежегодно. Есть предложение и от Украины об участии Казахстана в нефтепроводе Одесса–Броды. Близка к завершению работа по технико-экономическому обоснованию трубопровода через Иран.
═
– Но американцы против строительства нефтепровода в Иран┘
═
– Да, существуют политические трудности, но работа не прекращается. В этом проекте помимо Казахстана участвуют японская и французская нефтяные компании. Казахстан также заявил о своей принципиальной поддержке нефтепровода Баку–Джейхан. Сейчас ведутся переговоры по экспортным тарифам.
═
– Во многих казахстанских школах начали учить китайский язык. Астана отдает предпочтение Китаю?
═
– В казахстанских школах сейчас приступают к обязательному изучению трех языков: казахского, русского и английского. Хотя юридический статус последнего не обозначен ни в одном государственном документе. Казахский язык – государственный, а русский по Конституции является официальным языком Республики Казахстан. Но без знания английского не будет доступа ни к современным технологиям, ни к происходящим в мире процессам. К тому же Казахстан активно ведет переговоры по вступлению в ВТО. Английский язык подрастающему поколению необходим. С Китаем у нас очень хорошие отношения, и мы бы хотели иметь с ним долговременные, предсказуемые отношения, имея в виду огромный потенциал этого государства. А отношения с Россией не подвергаются ни коррозии, ни пересмотру.
═
– Дружба дружбой, но казахстанские граждане, приезжая в Россию, должны зарегистрироваться в течение трех дней. Нельзя ли упростить для Казахстана миграционные требования, как это сделали для Украины?
═
– Этот вопрос может быть поставлен в повестку дня переговоров на самом высоком уровне. Что касается миграционных льгот для Украины, думаю, что этот шаг был продиктован нынешним ходом президентской кампании.
═
– Много неясного в казахстанско-узбекских отношениях. Дело доходит до вооруженных стычек. В чем причина напряженности?
═
– К сожалению, инциденты были, и мы рады тому, что должная оценка этим происшествиям была дана и с узбекской стороны. Сложности на границе связаны с тем, что она прошла по густонаселенным районам, буквально разбросав соседние дома по территории двух государств. Разделенными оказались близкие родственники. Население не привыкло к наличию госграницы.
═
– Казахстан не раз выдавал Узбекистану тех, кого обвиняют в причастности к террористическим организациям. А на минувшей неделе была арестована группировка «Хизб ут-Тахрир». Выходит, в Казахстане есть некая тыловая база узбекских экстремистов?
═
– Мы настроены на самое активное взаимодействие в противодействии терроризму со всеми заинтересованными странами, включая Узбекистан. Мы категорически отвергаем обвинения в том, что на территории Казахстана созданы базы подготовки террористов – таких баз не существует. Другое дело, что террористы, пользуясь достаточно либеральным миграционным режимом и открытостью границ, фактически беспрепятственно проникают на территорию нашей страны. Но это уже другой вопрос. На днях Комитет национальной безопасности Казахстана сообщил о захвате террористической группы, которая планировала теракты на территории соседних стран, в том числе в Узбекистане. Эта операция проводилась совместно со спецслужбами других стран. И это хороший пример того, как можно совместно работать на антитеррористическом направлении.
═
– В США прошли президентские выборы. Что изменится в отношениях между Казахстаном и США после переизбрания Джорджа Буша?
═
– Мы надеемся на продолжение сотрудничества в вопросах борьбы против международного терроризма и в торгово-экономической сфере. Американские инвестиции в нашу экономику являются наиболее весомыми. С республиканской администрацией наработан серьезный потенциал взаимодействия между нашими странам, поэтому мы рады переизбранию Джорджа Буша. У президента Назарбаева довольно тесные отношения с семьей Буша: еще в конце 80-х годов он познакомился с Бушем-старшим, который в то время живо интересовался Казахстаном и добивался того, чтобы компания «Шеврон» приступила к освоению Тенгизского месторождения. С Бушем-старшим президент Нурсултан Назарбаев последний раз встречался во время Олимпиады в Афинах. Знаю, что между ними состоялась интересная беседа, касавшаяся не только воспоминаний о прошлом, но и планов на будущее.